Современные модели социальных организаций (коллективов) как субъектов и объектов социального менеджмента
Страница 1

Социологическая информация » Организационно-управленческая деятельность в системе социальной защиты - особенности национальной модели » Современные модели социальных организаций (коллективов) как субъектов и объектов социального менеджмента

В системе социальных отношений и социальной работы социальным организациям принадлежит особая роль по той простой причине, что им приущи социальные свойства, они выступают как целевая общность, объединяют людей для достижения определенных целей как общего, так и индивидуального характера, имеют определенные структурно-управленческие построения, в их системе реализуются взаимодействия субъектов и объектов процесса социального управления.

Социальная организация как система, по мнению А.И. Пригожина, представляет собой целостность; имеет сложное строение; сумма свойств ее составляющих не исчерпывает ее свойств как единого целого; она функционирует в тесном взаимодействии с внешней средой. Она (организация) имеет специфические свойства: 1) организация – иерархическая система, ее отличительный признак – наличие как минимум двух элементов – субъекта и объекта управления; 2) социальная природа людей как объекта организации, предполагает в качестве своего непременного атрибута встречную спонтанную активность социальных групп и отдельных работников, имеющих собственные интересы, не всегда совпадающие с целями организации; 3) организация обладает целевой природой, поскольку создается для реализации определенных целей и оценивается через целедостижение, что предполагает в ней элементы рациональности; 4) организация опирается на горизонтальные структуры – разделение и специализацию труда по функциональному признаку; 5) организация построена по вертикальному (иерархическому) признаку, что обусловлено необходимостью координировать разнонаправленную деятельность горизонтальных структур, их спонтанную активность; 6) организация выполняет определенные функции по отношению к микросоциуму и макросоциуму.

Исходя из разных критериев, в управленческой и социологической литературе рассматривается несколько видов организаций: административные – с жестко заданной структурой и высокой степенью формализации отношений, директивно обозначенными целями (министерства, учебные заведения и т.д.); общественные организации – цели подвижны, добровольное объединение, менее формализованы структуры (профсоюзы, партии, клубы по интересам и др.); ассоциативные организации – минимальная формализация отношений, структуры подвижны, цели не декларированы (семья и др.). По видам деятельности и конечному продукту выделяют: производственные коллективы, коллективы непроизводственной сферы, услуг; коллективы учреждений здравоохранения и народного образования; научные коллективы; коллективы органов управления, включая аппарат государственного, хозяйственного управления и др.

Таким образом, организация (коллектив) – это организованная общность людей, осуществляющих конкретный вид деятельности в рамках той или иной формы собственности, обеспечивающий индивидам благополучное существование, а организации – выполнение ее социальной миссии. Как правило, основными компонентами любого коллектива выступают люди, информация, материалы, технология. Коллективы характеризуются горизонтальным и вертикальным разделением труда, необходимостью управления, координации. Организации (коллективы) функционируют в социуме, зависят от внешней среды, которая включает: экономические условия, потребителей, конкурентов, законодательные акты, систему ценностей данного общества, его состояние, международное положение и т.д.

Современные управленческие концепции рассматривают социальные организации как открытые системы, резервы роста которых находятся за пределами организации, в системе интересов потребителя, а также внешнего рынка, что дает возможность решать и внутриорганизационные задачи. Проповедуя концепции «открытая система и рациональный индивид» и «открытая система и социальный индивид» наряду с интересами потребителя во главу угла здесь ставятся потребности и интересы работников, их преданность фирме, развивается творческий потенциал, неформальные отношения, способствующие росту эффективности производства, качества продукции, услуг, оказываемых потребителям. Через эти каналы идут к увеличению прибыли.

Страницы: 1 2 3 4


Поиск
Новое