Социальные движения

Социальные движения - особый класс социальных явлений, имеющих отношение к массовому стихийному поведению. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. В своем начале социальное движение аморфно, плохо организовано и не имеет формы; коллективное поведение находится на примитивном уровне, а механизмы взаимодействия элементарны и спонтанны.

Социальные движения можно подразделить на общие, специфические и экспрессивные.[2]

Общее социальное движение: рабочее, молодежное, женское, движение за мир и др. Их основу составляют последовательные и всеобъемлющие изменения человеческих ценностей - изменения, которые могут быть названы культурными течениями. Они символизируют какие-то сдвиги в мышлении людей, и особенно по линии тех представлений, которые они имеют о самих себе, а также о своих правах.

В какой-то период времени множество людей может развить какую-то новую точку зрения на свои права. Это означает возникновение некоторого нового набора ценностей, которые влияют на тот способ, каким люди представляют себе свою собственную жизнь.

Общие социальные движения неорганизованны, не имеют ни устоявшегося руководства, ни признанного членского состава; им свойственна низкая степень управления и контроля. Такое движение является кратковременным в своем развитии и состоит из весьма разрозненных проявлений активности. Оно может выказать значительный порыв в одном пункте, неохоту и инерцию - в другом; оно может преуспеть в одной сфере и не проявить себя в другой. Развитие очень неровно, сопровождается задержками, отступлениями и частыми возвращениями к пройденным этапам.

Общие социальные движения развиваются главным образом неформально, неприметно и в значительной степени неофициально. Их средствами взаимодействия являются, прежде всего, чтение, беседы, разговоры, дискуссии и следование примерам. Их достижения и действия сосредоточены в сфере индивидуального опыта.

Специфические социальные движения: реформистские и революционные движения. Специфическое социальное движение - это движение, обладающее четко определенной целью, которую оно стремится достичь. В этом усилии оно развивает свою организацию и структуру, что делает его обществом.

Специфическое социальное движение развивает признанное и принятое руководство и определенный членский состав. Оно формирует некий корпус традиций, некий преобладающий набор ценностей, какую-то философию, определенные наборы правил. Его члены преданы и верны друг другу. Внутри него развивается определенное разделение труда, особенно в форме какой-то социальной структуры, в которой индивиды занимают определенные положения. Таким образом, индивиды развивают индивидуальности и представления о самих себе, образуя индивидуальный диалог социальной структуры.

Социальное движение специфического типа не возникает с такой структурой и организацией в уже готовом виде. Наоборот, его организация и его культура развиваются в процессе его становления. По мере развития движение стремится стать собранным и постоянным. Оно проходит стадии беспокойства, всеобщего возбуждения и институционализации.

Основные экспрессивные движения - религиозные движения и мода.

Религиозные движения начинаются, по существу, как культы; они берут начало в ситуации, которая психологически схожа с ситуацией толпы. Они представляют собой обращение внутрь беспокойства и напряжения в форме расстроенных чувств, которые, в конечном счете, выражаются в движении, предназначенном для того, чтобы разрядить это напряжение. Напряжение в этом случае находит выход не в целенаправленном действии, а в своем выражении. Эта характеристика свидетельствует о природе той ситуации, в которой возникают религиозные движения. Это такая ситуация, в которой люди расстроены и выведены из равновесия, но не в состоянии действовать; другими словами, это ситуация фрустрации. Неспособность разрядить напряжение в направлении какого-то реального изменения социального строя оставляет единственную альтернативу - экспрессивное поведение.

Мода, являясь экспрессивным движением, обнаруживает себя в манерах, искусствах, литературе и философии, она может даже проникать в определенные сферы науки. Для ее функционирования моды необходимо классовое общество, так как в своих существенных проявлениях она не наблюдается ни в однородном обществе, ни в обществе кастовом.

Специфические социальные движения, религиозные и модные движения могут сливаться. Так, революционное движение может иметь множество черт религиозного движения, а его успех может зависеть от того, станет ли оно модным.


Общий вывод
Сегодня российское государство не является домом для русских, государство образующего народа, более того, оно и не должно было им стать. Оно должно было и стало территорией, управляемой корпорацией олигархов и бюрократов, которым все равн ...

Роль социального работника в оказании помощи семьям с больными алкоголизмом. Системный подход семьи в оказании помощи алкоголику.
Социальному работ­нику следует отказаться от причинного мышления, пе­рестать воспринимать пьянство больного как причину несчастий его семьи. Необходимо рассматривать семью как систему, в которой каждый играет свою роль и является частью о ...

Автобиография Г. Спенсера. Его научные труды
СПЕНСЕР, ГЕРБЕРТ (Spencer, Herbert) (1820–1903) – английский философ и социолог, идеолог социал-дарвинизма. Родился в семье учителя 27 апреля 1820 в Дерби. До 13 лет из-за слабого здоровья не посещал школы. В 1833 начал учиться в Кембри ...

Поиск
Новое