Методические материалы по формированию установок толерантного сознания
Страница 1

Социологическая информация » Проблемы толерантности в современном обществе » Методические материалы по формированию установок толерантного сознания

Проанализировав работы учёных, ознакомившись с практикой формирования толерантности в Центре «Забота», мы приходим к выводу, что для усиления эффективности работы в данном направлении будет способствовать следующая система работы, включающая упражнения, тренинги, лекции, дискуссии, игры.

Методика социальной работы по формированию толерантного сознания.

Упражнение «Что такое толерантность».

Задачи: дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности; показать многоаспектность понятия «толерантность».

Необходимое время: 25 минут.

Вспомогательные материалы: определения толерантности, написанные на больших листах.

Подготовительный этап: написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или стенам оборотной стороной к аудитории.

Определения толерантности.

Красочно напишите определения на листах ватмана: на одной стороне «Толерантность – это…», а на другой стороне – сами определения. Перед началом занятия прикрепите эти листы на доску или на те стены так, чтобы на лицевой стороне было написано «Толерантность – это…». После выступлений представителей подгрупп поверните их другой стороной.

Определения толерантности:

1. Сотрудничество, дух партнёрства.

2. Готовность мириться с чужим мнением.

3. Уважение человеческого достоинства.

4. Уважение прав других.

5. Принятие другого таким, какой он есть.

6. Способность поставить себя на место другого.

7. Уважение права быть иным.

8. Признание многообразия.

9. Признание равенства других.

10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

11. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

Процедура проведения. Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой из групп предстоит выработать в результате «мозгового штурма» своё определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и ёмким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников.

После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.

После того, как группы представят свои определения, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать своё отношение к ним.

Вопросы для обсуждения:

-Что отличает каждое определение?

-Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?

-Какое определение наиболее удачное?

-Можно ли дать одно определение понятию «Толерантность»?

В процессе обсуждения обратить внимание на следующие моменты:

-понятие «толерантность» имеет множество сторон;

-каждое из определений выявило какую-то из граней толерантности.

Упражнение «Эмблема толерантности».

Задачи: продолжение работы с определениями толерантности; развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

Необходимое время: 20 минут.

Вспомогательные материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Процедура проведения. На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому понятию с другой стороны – участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах…(процесс рисования занимает не более 5 мин.). После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение – 3-5 мин). Заключительный этап упражнения – презентация эмблем каждой подгруппы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Возможности использования контент-анализа
Наиболее часто он используется для описания событий и процессов, происходящих в обществе, изучения социальных изменений. Так, используя контент-анализ средств массовой коммуникации или каких-либо частных документов, можно изучать изменени ...

Формационный подход
Категория общественно-экономическая формация - это категория философии, истории, а специфика философских категорий состоит в том, что, будучи абстракциями самого высокого уровня, они отражают наиболее общие, сущностные черты объективной д ...

Технологии процесса принятия и реализации управленческих решений в социальной сфере
Вся человеческая жизнь устроена так, что мы ежедневно решаем какие-то задачи. И нет человека, который бы постоянно не принимал и не реализовывал множества решений — от самых элементарных до более серьезных. А для такой категории людей‚ ка ...

Поиск
Новое