Методические материалы по формированию установок толерантного сознанияСтраница 3
Одиночество (тренинг).
Цель занятия: формирование адекватного отношения у подростков к ощущению собственной автономности как к периодически возникающему нормальному состоянию взрослеющей личности.
План занятия:
В подгруппах предлагается создать из участников скульптурные группы на тему «Одиночество» и предложить свои варианты ситуаций, когда человек может испытывать одиночество. Далее проводится работа по типу «мозгового штурма» на тему: «Плюсы и минусы одиночества».
После чего предлагается упражнение на релаксацию – «Храм тишины» - и учащимся предоставляется возможность сделать произвольный эскиз своего личного «Храма тишины» (материалы для рисования каждый выбирает по своему вкусу).
Упражнение «Храм тишины».
Участники сидят в удобных для них позах.
Ведущий: «Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного и шумного города. Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой, услышать звуки транспорта, голоса толпы, звуки ваших и чужих шагов… Что ещё вы слышите? Обратите внимание на других прохожих. Их много, очень много. Они сливаются в один сплошной поток. Но вы можете остановиться на каких-то выражениях лиц, фигурах…Может быть, вы видите что-то ещё? Обратите внимание на витрины магазинов, киосков…Может, вы видите где-то в толпе знакомые лица? Может быть, вы подойдёте к кому-то или пройдёте мимо… Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной деловой улице. Пройдя немного, вы увидите большое здание, непохожее на другие… Большая вывеска гласит: «Храм тишины». Вы открываете эти двери и оказываетесь окружёнными полной и глубокой тишиной. Прислушайтесь к ней, к себе в этой тишине. Почувствуйте тишину и себя внутри неё, разрешите себе пропитаться этой тишиной. Какая она? Какие вы? Порадуйте здесь столько, сколько вам захочется.
Когда вы захотите покинуть здание, толкните дверь и выйдите на улицу. Как вы себя здесь чувствуете? Что изменилось? Запомните вашу дорогу в «храм тишины», чтобы иметь возможность сюда вернуться, когда возникнет желание побыть наедине с самим собой».
Материалы для занятия: бумага, цветные мелки, пастель, краски. Возможно использование музыки для релаксации.
Игра «Я и другой» (сценарий игры).
(Авторы: Я.Д. Тюрнер и Г.В. Виссер. Голландия.)
«Мы хотим познакомить тебя и друзей с образовательным проектом, который может научить формулировать свою позицию и отстаивать её, исходя из различных ситуаций». Идея проекта принадлежит Я.Д. Тюрнеру и Г.В. Виссеру – сотрудникам Stitching Vredeseducatie (г. Утрехт, Голландия). В Голландии этот проект был реализован на выставках «Я вижу что-то странное» и «Странное – это необычное обычное», адресованных голландским детям. В России партнёрами голландских коллег стали члены группы ДОМ (Детский открытый музей), были проведены подобные выставки под названием «Я и другой».
Ход игры:
Все получают карточки, где отмечают знаками свою позицию по отношению к услышанному от ведущего. Далее собираются 2 команды «защитников» и «противников» данной ситуации. После обсуждения команды рисуют знак, разрешающий или запрещающий данную ситуацию. После обсуждения второго понятия снова происходит объединение команд и снова рисуются знаки. Вы можете пользоваться этими знаками, определяя свою позицию.
Текст № 1. Предрассудки (текст раздаётся всем участникам игры, они его читают и пользуются им при обсуждении).
«Предрассудки свойственны всем людям, и далеко не всегда это плохо. Существуют предрассудки, которые имеют позитивное значение. Например, утверждения типа «мужчина – кормилец семьи» или «женщина – хранительница домашнего очага» по сути своей являются предрассудками, которые закрепляют определённые нормы взаимоотношений людей. Часто предрассудки играют роль защитного механизма, особенно в ситуациях столкновения с чем-то непонятным, странным, вызывающим тревогу, ибо они создают чувство уверенности и защищённости перед неизвестностью. Но если предрассудки так хороши, то нужно ли с ними расставаться? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в механизме их формирования.
Сущность социальной терапии
Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Из этого определения следует, что социальная терапия это явление, которое можно рассмат ...
Исторические типы личности
Многообразие людей не исключает возможности усмотреть определенные типы их сходства в соответствии с социальными параметрами:
1) принадлежность индивидов к определенной сфере деятельности, т.е. к социальному типу разделения труда;
2) ра ...
Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса
Понятие структурно-функционального анализа употребляется в двух значениях: 1) как объединяющее название школы в социологии, которую основал и возглавил Т. Парсонс (1902—1979); 2) как метод исследования, по которому изменения элемента сист ...