Методические материалы по формированию установок толерантного сознанияСтраница 3
Одиночество (тренинг).
Цель занятия: формирование адекватного отношения у подростков к ощущению собственной автономности как к периодически возникающему нормальному состоянию взрослеющей личности.
План занятия:
В подгруппах предлагается создать из участников скульптурные группы на тему «Одиночество» и предложить свои варианты ситуаций, когда человек может испытывать одиночество. Далее проводится работа по типу «мозгового штурма» на тему: «Плюсы и минусы одиночества».
После чего предлагается упражнение на релаксацию – «Храм тишины» - и учащимся предоставляется возможность сделать произвольный эскиз своего личного «Храма тишины» (материалы для рисования каждый выбирает по своему вкусу).
Упражнение «Храм тишины».
Участники сидят в удобных для них позах.
Ведущий: «Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного и шумного города. Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой, услышать звуки транспорта, голоса толпы, звуки ваших и чужих шагов… Что ещё вы слышите? Обратите внимание на других прохожих. Их много, очень много. Они сливаются в один сплошной поток. Но вы можете остановиться на каких-то выражениях лиц, фигурах…Может быть, вы видите что-то ещё? Обратите внимание на витрины магазинов, киосков…Может, вы видите где-то в толпе знакомые лица? Может быть, вы подойдёте к кому-то или пройдёте мимо… Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной деловой улице. Пройдя немного, вы увидите большое здание, непохожее на другие… Большая вывеска гласит: «Храм тишины». Вы открываете эти двери и оказываетесь окружёнными полной и глубокой тишиной. Прислушайтесь к ней, к себе в этой тишине. Почувствуйте тишину и себя внутри неё, разрешите себе пропитаться этой тишиной. Какая она? Какие вы? Порадуйте здесь столько, сколько вам захочется.
Когда вы захотите покинуть здание, толкните дверь и выйдите на улицу. Как вы себя здесь чувствуете? Что изменилось? Запомните вашу дорогу в «храм тишины», чтобы иметь возможность сюда вернуться, когда возникнет желание побыть наедине с самим собой».
Материалы для занятия: бумага, цветные мелки, пастель, краски. Возможно использование музыки для релаксации.
Игра «Я и другой» (сценарий игры).
(Авторы: Я.Д. Тюрнер и Г.В. Виссер. Голландия.)
«Мы хотим познакомить тебя и друзей с образовательным проектом, который может научить формулировать свою позицию и отстаивать её, исходя из различных ситуаций». Идея проекта принадлежит Я.Д. Тюрнеру и Г.В. Виссеру – сотрудникам Stitching Vredeseducatie (г. Утрехт, Голландия). В Голландии этот проект был реализован на выставках «Я вижу что-то странное» и «Странное – это необычное обычное», адресованных голландским детям. В России партнёрами голландских коллег стали члены группы ДОМ (Детский открытый музей), были проведены подобные выставки под названием «Я и другой».
Ход игры:
Все получают карточки, где отмечают знаками свою позицию по отношению к услышанному от ведущего. Далее собираются 2 команды «защитников» и «противников» данной ситуации. После обсуждения команды рисуют знак, разрешающий или запрещающий данную ситуацию. После обсуждения второго понятия снова происходит объединение команд и снова рисуются знаки. Вы можете пользоваться этими знаками, определяя свою позицию.
Текст № 1. Предрассудки (текст раздаётся всем участникам игры, они его читают и пользуются им при обсуждении).
«Предрассудки свойственны всем людям, и далеко не всегда это плохо. Существуют предрассудки, которые имеют позитивное значение. Например, утверждения типа «мужчина – кормилец семьи» или «женщина – хранительница домашнего очага» по сути своей являются предрассудками, которые закрепляют определённые нормы взаимоотношений людей. Часто предрассудки играют роль защитного механизма, особенно в ситуациях столкновения с чем-то непонятным, странным, вызывающим тревогу, ибо они создают чувство уверенности и защищённости перед неизвестностью. Но если предрассудки так хороши, то нужно ли с ними расставаться? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в механизме их формирования.
Технологии процесса
принятия и реализации управленческих решений в социальной сфере
Вся человеческая жизнь устроена так, что мы ежедневно решаем какие-то задачи. И нет человека, который бы постоянно не принимал и не реализовывал множества решений — от самых элементарных до более серьезных. А для такой категории людей‚ ка ...
Требования к социальным
работникам при работе с людьми без определенного места жительства
В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах и т.д.
В успешности социальной ...
Приложения
Приложение 1
Таблица 4 - Показатели неблагополучия семьи
Критерии семейного неблагополучия
Качественные показатели семейного неблагополучия
Характеристика показателей семейного неблагополучия
Структурные нарушения семьи ...