Методические материалы по формированию установок толерантного сознания
Страница 2

Социологическая информация » Проблемы толерантности в современном обществе » Методические материалы по формированию установок толерантного сознания

Толерантная личность (тренинг).

Цель занятия: дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.

Упражнение «Черты толерантной личности».

Цели: ознакомить участников с основными чертами толерантной личности; дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: бланки опросника для каждого участника (см. Приложение №4).

Подготовка: бланк опросника с колонкой «В» на большом листе прикрепляется на доску или стену.

Процедура проведения. Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция: Сначала в колонке «А» поставьте:

«+» напротив тех трёх черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены;

«0» напротив тех трёх черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

На заполнение опросника даётся 3-5 минут.

Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке «В» первое качество. Число ответивших подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

В результате занятия участники получают возможность: сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением; сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.

Лекция «Чем отличается толерантная личность от интолерантной».

Цель лекции: ознакомление с представлениями психологов о толерантной личности.

Необходимое время: 20 минут.

Процедура проведения: Ведущий читает лекцию об основных отличиях толерантной личности от интолерантной.

Я и группа. Самопознание (тренинг).

Быть принятым другим – не значит быть как все (дискуссия).

Цель занятия: формирование положительной самооценки учащихся, позитивного отношения к уникальности каждого.

План занятия:

Рассуждения ведущего о различиях между людьми.

Далее предлагается написать на листочке 10 фраз, начинающихся со слов «Я хочу…», и найти партнёра, с которым есть не менее трёх совпадений. В этих подгруппах предлагается обсудить несовпадающие пункты (почему это важно написавшему?).

Потом предлагается вспомнить ситуацию, когда «хочу» участников не совпадало с намерениями группы, и дальнейшее поведение участника в данной ситуации. Желающие предлагают свой вариант возможного поведения, объясняя, почему лично для него это важно. Заканчивается занятие дискуссией на тему: «Иметь кумира – что это значит?».

Резюме занятия:

Ощущать свою принадлежность к группе, хотеть быть похожим на кого-то, быть принятым своими сверстниками, подражать кому-то, кто в чём-то успешнее тебя – это нормально. Но при этом важно оставаться самим собой: со своими желаниями, целями, правилами, ценностями.

Каждый из нас по-своему уникален и неповторим. Этим человек отличается от машины. Именно уникальность – важнейшее человеческое достоинство. Именно уникальностью человек привлекателен. Наверное, люди нужны и интересны

друг другу именно потому, что они отличаются друг от друга. Общаться с точной соей копией неинтересно. Да и любая копия всегда хуже оригинала. Поэтому стремление «быть как кто-то» заранее обречено на неудачу.

Страницы: 1 2 3 4 5


Различные теории народонаселения
Споры о росте населения ведутся с древности: еще Платон сказал, что рост населения государства не всегда положителен, так как он заставляет людей мигрировать. Однако никаких особых теорий до Мальтуса не складывалось. Но после него их стал ...

Символический интеракционизм
Одним из наиболее интересных и продуктивных течений в современной западной социологии является символический интеракционизм. Его основатель, американский социолог и психолог Дж. Мид (1863—1931), вдохновленный идеями Ч. Дарвина, пытается с ...

Жизнь и этапы творческого пути
Питирим Александрович Сорокин – видный русско-американский социолог, один из крупнейших мыслителей ХХ века. Родился 21 января 1889 года в с.Турье Вологодской губернии. А.В. Липский и П.П. Кротов, в частности указывают: «… доподлинно узнат ...

Поиск
Новое