Студенчество как субъект модного поведения: моделирующие
факторыСтраница 6
Следование студентом референтным группам в модном поведении значительно сильнее проявляет себя в публичном потреблении, чем в приватном (табл. 2.1). Очевидно, этот факт объясняется демонстративностью самой моды как явления.
Таблица 2.1
Влияние референтных групп (РФ) на модное поведение студенчества
(2006 г.)
Модное публичное поведение |
Предметы потребления |
Влияние РФ на тип продукта |
Влияние РФ на торговую марку |
Пример |
Предметы первой необходимости |
слабое (потребляют почти все) |
сильное (марка- символ престижа) |
ручные часы, костюм | |
Предметы роскоши |
сильное (сам продукт является символом) |
сильное |
автомобили высокого класса, заграничные курорты, драгоценные украшения | |
Модное приватное поведение |
Предметы первой необходимости |
слабое |
слабое |
матрас, постельное белье, нательное белье и т.п. |
Предметы роскоши |
сильное |
слабое |
компьютерные игры, кухонный комбайн, электрический нож |
Мода превращается в ценность, когда внешняя норма модного поведения интериоризируется студентом и становится его внутренней потребностью, желанием. В этом случае мода выступает в качестве внутреннего компаса того или иного типа его поведения и человек добровольно стремится быть модным.
Социальные оценки (например, разновидности «соотносительной оценки» личный и социальный престиж) оказывают важнейшее влияние на самоуважение личности студента, его выбор, поскольку формирование личности происходит в процессе постоянного сравнения себя с окружающими.
Сравнение оказывает влияние на восприятие и оценку потребляемых благ и тем самым на престиж самого их потребителя. Если социальная роль потребителя для студента главная, то и потребительский престиж становится для него определяющим, вытесняя или оттесняя на периферию его сознания престиж остальных видов деятельности и человеческих качеств.
В студенческой среде статус молодого человека определяется как в соответствии с достижениями и способностями, гарантирующими успех в выполнении специализированной функции накопления знаний или группы функций, так и возможностями приобретения новинок моды и соблюдения норм выбранной им социальной группы. Поэтому можно сказать, что в студенческой среде преобладает единая основная цель – «успех», включающий «общественное признание и хорошие результаты в какой-либо сфере деятельности». Содержание этой основной цели будет меняться в зависимости от конкретного характера функциональной роли. Но каково бы ни было это содержание, оно включает в себя одновременно и эгоистические, и бескорыстные элементы. «Бескорыстный элемент» состоит, прежде всего, из двух компонентов: из бескорыстного стремления «хорошо учиться» в соответствии с требованиями, выдвигаемыми высшим учебным заведением, и бескорыстного принятия моральных стандартов, которые управляют этой деятельностью. Кроме того, «бескорыстный элемент» состоит из бескорыстного стремления быть членом определенной социальной группы в соответствии с требованиями, выдвигаемыми членами этой группы, и бескорыстным принятием моральных стандартов этой социальной группы. В эгоистическом элементе в большинстве случаев преобладает заинтересованность в признании, в высоком положении внутри группы, с которой идентифицировал себя студент. Это выполняется прямо и косвенно символами статуса, среди которых видное место занимают новинки моды.
Социальные связи и социальное взаимодействие
Проблема социальных взаимодействий наиболее основательно рассматривается в символическом интеракционизме, теории социального обмена и феноменологии. Основные положения теории социальных взаимодействий сводятся к следующему.
Социальное вз ...
Теория социальной работы
Теория социальной работы – область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивидом, семьей или общностью в ситуациях нарушения социального функционирования.
Объектом теории соц ...
Социальная работа с многодетной семьей на примере муниципального учреждения
Центр социальной помощи семье и детям «Милосердие»
Проблемы семьи, семейной политики – это комплексные проблемы, которые призваны решать все законодательные и исполнительные органы государственной власти. В Калужской области приняты и реализуются нормативно-правовые акты, направленные на ...