Социальные связи и социальное взаимодействие
Страница 1

Социологическая информация » Предмет и объект социологии » Социальные связи и социальное взаимодействие

Проблема социальных взаимодействий наиболее основательно рассматривается в символическом интеракционизме, теории социального обмена и феноменологии. Основные положения теории социальных взаимодействий сводятся к следующему.

Социальное взаимодействие – один из видов социальной связи – взаимонаправленного процесса обмена социальными действиями между двумя и более индивидами.

Связь всегда взаимна, налична и осуществима (хотя бы в воображении).

Есть два типа связей: непосредственные (как правило, визуальные, межличностные) и опосредованные (когда связь осуществляется через посредников; при этом возникает явление деиндивидуализации – иллюзия, что все социальные отношения существуют независимо от воли и желания людей).

Виды связей:

1) социальный контакт (единичный или регулярный) – связь поверхностного, мимолетного характера при отсутствии сопряженных (взаимозависимых, взаимообусловленных) действий партнеров по отношению друг к другу (Вы спросили у прохожего: "Как пройти в аптеку?"; Вы регулярно ходите в булочную и вступаете в контакт с продавцом);

2) социальное взаимодействие (интеракционизм) – систематические, достаточно регулярные социальные действия индивидов, направленные друг на друга и имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера. При этом ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего (то есть возникает система действий партнеров по отношению друг к другу).

Черты социального взаимодействия:

1) сопряженность действий обоих партнеров;

2) возобновляемость действий;

3) устойчивый интерес к ответным действиям партнера;

4) координация действий партнеров.

Типы социальных взаимодействий:

1) жесткий обмен (обмен на основе определенных договоренностей (чаще всего в экономической сфере, во взаимоотношениях руководитель–подчиненный, в политической жизни));

2) диффузный (нежесткий) обмен (преимущественно в морально-этических взаимодействиях: дружба, соседство, взаимоотношения родителей и детей, партнерство);

3) прямые–косвенные интеракции (прямые – непосредственные (двусторонние) взаимодействия между индивидами, косвенные – сложные, опосредованные через 3–4 лица (в современном обществе преобладают косвенные интеракции));

4) индивидуальные–групповые интеракции (индивид–индивид, индивид–группа, группа–группа).

И. Гоффман в рамках феноменологической перспективы предлагает несколько иной взгляд на социальные взаимодействия. Для их анализа он использует "драматургический подход", основанный на посылке, что индивиды – это актеры, играющие социальные роли. Соответственно, интеракция – это "представление", "актерская игра", сконструированная актером с целью "произвести впечатление", соответствующее его целям. Действия актера, по мнению И. Гоффмана, соответствуют концепции "презентации себя и управления впечатлением". "Презентация себя" включает жесты, интонации, одежду, с помощью которых индивид стремится произвести на партнера определенное впечатление, вызвать у него ту или иную реакцию. При этом индивид в процессе интеракции, как правило, предоставляет о себе лишь избранную, частичную информацию, стремясь управлять впечатлением, которое он производит на других.

П. Блау, опираясь на теорию обмена и структурный функционализм, утверждает, что далеко не все социальные взаимодействия могут быть рассмотрены как процессы обмена. К последним можно отнести лишь те из них, которые ориентированы на достижение целей, реализация которых возможна только в процессе взаимодействия с другими людьми и для достижения которых необходимы средства, доступные и другим людям. Та часть поведения человека, которая управляется правилами обмена, лежит в основании образования социальных структур, но сами правила обмена недостаточны для объяснения сложных структур человеческого общества.

Страницы: 1 2


Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми. Феномен старости и социогеронтологические теории
В разработках ООН, где началом старости считается возраст 65 лет, в зависимости от доли людей старшего возраста в общей структуре населения, различают три фазы. "Молодым" считается общество, насчитывающее менее 4% людей в возрас ...

Социологическое исследование ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста. Описание предмета изучения
В исследовании принимали участие 7 детей в возрасте 6-9 лет – учащиеся первого класса. Все дети до школы посещали детский сад и являются членами благополучных семей. ...

Практика социального обслуживания граждан пожилого возраста в ЕАО (на примере ОГУ «ЦСО Ленинского района»). Краткая характеристика деятельности ОГУ «ЦСО Ленинского района ЕАО» по социальной защите г
Преобладающей моделью нестационарного социальной защиты стали центры социального обслуживания. В качестве объекта изучения взят Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Ленинского района. Областное государствен ...

Поиск
Новое