Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с
многодетной семьейСтраница 7
Подчеркните имя. Попросите ребёнка, чьё имя стоит в списке первым, встать и назвать двух детей, которые ему нравятся. Попросите названных детей встать и сказать, что им нравится в выбравшем их ребёнке. При затруднении вы помогаете детям, предложив ситуации, в которых данный ребёнок может им нравиться. Например, хорошо плавает, пишет, играет, помогает и т.д. Настаивайте на том, чтобы утверждения были положительными. Запишите на доске после каждого имени ребёнка положительные утверждения.
Любые сомнительные утверждения необходимо проверить, спросив ребёнка, считает ли он их положительными по отношению к себе. Этот вопрос повторите с каждым ребёнком в группе. Включите в список себя, если группа не будет возражать. Это позволит вам выбрать тех, кто мог остаться незадействованным. Затем попросите детей выполнить следующее задание:
- Возьмите листок бумаги и в левой стороне листка напишите имена всех детей в столбик. Затем проведите вертикальную и горизонтальную черту после каждого имени.
После выполнения работы проверьте выполнение. Попросите детей переписать утверждения о них на свой лист бумаги и утверждения о своих друзьях. Затем каждый ребёнок нарисует самого себя и прикрепит утверждения к портрету. Повесьте картинки на стену, не забывайте и о своей.
В конце занятия спросите детей, что им понравилось на занятии, какое утверждение больше всего подходит к ним.
Длительность занятия — 30-50 минут.
Упражнение "Вытащи имя"
Направлено на повышение самооценки и умение похвалить друг друга. Материал: карточки, коробка, сумка.
Инструкция: Напишите имя каждого ребёнка на отдельной карточке и положите их в коробку или сумку. Перемешайте.
Вытащите из коробки или сумки два имени. Затем попросите одного ребёнка, чьё имя вы вытащили, сказать определённую фразу про другого ребёнка, чьё имя вы также вытащили. Примером такой фразы или утверждения может быть: во что одет, что ему нравится делать, или может быть что-то, что знает только один ребёнок, например: помог мне, протянул руку помощи, защитил и т.д. Повторите упражнение с новыми именами, все дети должны поучаствовать в этом упражнении. Если вы не успели назвать все имена, можно остановиться и продолжить упражнение на следующий день. В зависимости от состава группы темы утверждений можно менять. Например, попросить рассказать одного ребёнка о другом, что делает его хорошим другом, кто тебе помог на этой неделе и т.д.
Время выполнения — 10-15 минут.
Упражнение "Что я сделал"
Даёт возможность ребёнку быть выслушанным и понятым другими, учит его высказывать свои мысли понятно для окружающих.
Инструкция: Предложите детям разбиться на пары, затем повернуться лицом друг к другу. Упражнение выполняют по очереди. Вначале первый ребёнок рассказывает другому о том, что он делал вчера после школы до того момента, как пришёл в школу сегодня, или до настоящего времени. Второй ребёнок слушает и при необходимости задаёт уточняющие вопросы. Через три минуты дети меняются ролями. Затем каждая пара находит себе ещё одну пару, и вчетвером они сравнивают рассказы детей и отмечают, что им понравилось. В конце занятия все дети садятся и обсуждают, что они чувствовали. Если пары испытывают трудности с обсуждением заданного вопроса или темы, то необходимо помочь или изменить тему на более знакомую. Время выполнения – 20-30 минут.
Упражнение "Придумай игру"
Направлено на развитие умения ребёнка работать в группе, получать похвалу от окружающих, может быть использовано для укрепления дружеских отношений. Инструкция: Разбейтесь, пожалуйста, на группы по четыре человека. В течение пяти минут вы должны придумать игру для всех, в которую можно играть в комнате.
Дети придумывают игру, а затем группа учит остальных своей игре. Затем все играют в предложенные игры по очереди, каждая группа учит своей игре. После окончания игр дети оценивают, чья игра им больше всего понравилась, хвалят создателей и описывают, чем им нравится игра.
Принимается любая разумная игра, желательно, чтобы она была незнакомой или малоизвестной у детей. Взрослый поддерживает заинтересованность детей и умение оценить работу других.
Время – 40 минут.
Упражнение "Обо мне"
Данное упражнение помогает определить ценности и даёт возможность понять и принять других.
Материал: листы «Обо мне» для каждого ребёнка, ручки, карандаши.
Инструкция: Для проведения упражнения необходимо заранее подготовить листы «Обо мне» примерно такого содержания:
Социальная мобильность:
групповая и индивидуальная, горизонтальная и вертикальная
Социальная мобильность – изменение индивидом или группой, места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального с ...
Рейтинг России по индексу
развития человеческого потенциала
Необходимо проанализировать, на каком месте находится Россия по отношению к странам мира и от чего это может зависеть.
С каждым годом Россия, по своему рейтингу, отходит все дальше и дальше от стран с очень высоким ИРЧП (всего рассматрив ...
Понятие социогенеза
Социогенез [лат. societās — общество + греч. genesis — происхождение] — происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических фор ...