Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Страница 5

Социологическая информация » Технологии работы социального педагога с многодетной семьей » Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей

Третий метод работы социальных педагогов можно назвать реагирующим. Особенности работы в этой парадигме заключаются в выполнении функции "идеального родителя". Например, в "вытаскивании" подростков из неприятных ситуаций, проведении профилактических бесед, как с группой детей, так и индивидуально. Такие социальные педагоги готовы в любой момент взять на себя роль заботливого родителя и принять меры по защите девиантного подростка.

Информация, собираемая этими специалистами, представляется важной, но характеризуется узостью содержания. Основные вопросы, которые они рассматривают: где, с кем, как и когда подросток может попасть в чрезвычайную ситуацию. Обратной стороной данного подхода является слабое понимание механизмов, которые привели к дезадаптации ребёнка, и невозможность прогнозирования дальнейшего пути его развития и отношений в семье.

Ещё один метод, используемый социальными педагогами в своей работе с неблагополучной семьей и девиантными детьми, - это чрезмерное расширение границ своих функциональных обязанностей и незаметный переход на территорию смежной профессии, например, психологии. Выделив свойственные конкретной семье факторы дезорганизации, социальный педагог не знает, что делать дальше. Возникает искушение по мере сил и собственного разумения начать работу с родителями и подростками по "искоренению недостатков".

На этом пути может возникнуть распространённая ошибка социального педагога: установление излишне близких доверительных, даже панибратских, отношений с ребёнком и родителями. Эту ситуацию может ещё более усложнить возникающее иногда стремление специалиста к кооперации с ребенком против родителей или с родителями против ребёнка.

В работе с дезадаптивными детьми перед педагогическим коллективом в целом и социальным педагогом, в частности, встаёт сложный вопрос: либо приучать детей к дисциплине, к соблюдению социальных нормативов общества, либо объявить приоритетным оказание психологической поддержки ребёнку, заботясь о сохранении его личностных качеств, помочь его индивидуальному развитию. Сторонники первой позиции придерживаются точки зрения: "Дети в вашей школе разбалованы. Их следует держать в ежовых рукавицах и чаше напоминать о возможных наказаниях" Они мотивируют свою позицию тем, что школьники через несколько лет будут вынуждены уйти из "тепличных" условий школы во внешний мир, где с ними никто возиться не будет.

Другая часть педагогического коллектива школы настроена против ужесточения наказания, опираясь на утверждение, что этих детей избалованными не назовёшь: как правило, они имеют большой негативный опыт взаимодействия с внешним миром. Поэтому им надо дать возможность окрепнуть, получить поддержку от взрослых, заботу, внимание и только после этого выпускать в жизнь. Следует отметить, что особенностью данной группы детей является не только богатый опыт уличного общения, но и неудачный опыт воспитательного воздействия со стороны взрослых, полученный в предыдущих школах. Опыт показывает: если мы продолжим политику диктата, школьник перестанет посещать и эту школу или будет просто механически отсиживать здесь часы, не пытаясь что-либо понять в рамках урока.

Обычно на наказании и жестком воспитании настаивают люди, не умеющие принять ребенка и его родителей такими, какие они есть, – с их слабостями и недостатками. Неспособность принимать детей и их родителей как индивидуальность приводит социального педагога к профессиональному "сгоранию". В результате специалисты часто задаются вопросом: "Почему не получается? Возможно, я плохой специалист?" Такой профессионал совершает привычные действия автоматически или очень болезненно реагирует на необходимость контакта с семьями учащихся, боясь обнаружить свою профессиональную некомпетентность.

В этом случае социальному педагогу может помочь четкое определение целей, задач, методов своей работы; понимание ее специфики, которая состоит лишь в относительной возможности реабилитации дезадаптивных подростков, восстановлении их нарушенных отношений с родителями. Социальному педагогу следует осознавать границы собственной компетентности.

Педагогическому коллективу школы, в том числе социальному педагогу, необходимо научиться замечать не всегда крупные, но очевидные достижения, пусть маленькие, но безусловные успехи своих подопечных.

Необходимо понимать природу девиантности подростков и степень возможных позитивных успехов реабилитации. Обычно выделяются следующие особенности подростка, дезадаптированного к социальным условиям:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Два основных класса опросных методов: интервью и анкетирование
Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные вопросы. Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись проводится либо ...

Жизнь и этапы творческого пути
Питирим Александрович Сорокин – видный русско-американский социолог, один из крупнейших мыслителей ХХ века. Родился 21 января 1889 года в с.Турье Вологодской губернии. А.В. Липский и П.П. Кротов, в частности указывают: «… доподлинно узнат ...

Управленческие технологии в системе социальной работы: сущность, виды, методики разработки и внедрения
Вечен и интернационален вопрос: «Что делать?». Но не менее интернационален и вечен и другой вопрос: «Как делать?» Известна истина, что личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает, какими способами, ...

Поиск
Новое