Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Страница 5

Социологическая информация » Технологии работы социального педагога с многодетной семьей » Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей

Третий метод работы социальных педагогов можно назвать реагирующим. Особенности работы в этой парадигме заключаются в выполнении функции "идеального родителя". Например, в "вытаскивании" подростков из неприятных ситуаций, проведении профилактических бесед, как с группой детей, так и индивидуально. Такие социальные педагоги готовы в любой момент взять на себя роль заботливого родителя и принять меры по защите девиантного подростка.

Информация, собираемая этими специалистами, представляется важной, но характеризуется узостью содержания. Основные вопросы, которые они рассматривают: где, с кем, как и когда подросток может попасть в чрезвычайную ситуацию. Обратной стороной данного подхода является слабое понимание механизмов, которые привели к дезадаптации ребёнка, и невозможность прогнозирования дальнейшего пути его развития и отношений в семье.

Ещё один метод, используемый социальными педагогами в своей работе с неблагополучной семьей и девиантными детьми, - это чрезмерное расширение границ своих функциональных обязанностей и незаметный переход на территорию смежной профессии, например, психологии. Выделив свойственные конкретной семье факторы дезорганизации, социальный педагог не знает, что делать дальше. Возникает искушение по мере сил и собственного разумения начать работу с родителями и подростками по "искоренению недостатков".

На этом пути может возникнуть распространённая ошибка социального педагога: установление излишне близких доверительных, даже панибратских, отношений с ребёнком и родителями. Эту ситуацию может ещё более усложнить возникающее иногда стремление специалиста к кооперации с ребенком против родителей или с родителями против ребёнка.

В работе с дезадаптивными детьми перед педагогическим коллективом в целом и социальным педагогом, в частности, встаёт сложный вопрос: либо приучать детей к дисциплине, к соблюдению социальных нормативов общества, либо объявить приоритетным оказание психологической поддержки ребёнку, заботясь о сохранении его личностных качеств, помочь его индивидуальному развитию. Сторонники первой позиции придерживаются точки зрения: "Дети в вашей школе разбалованы. Их следует держать в ежовых рукавицах и чаше напоминать о возможных наказаниях" Они мотивируют свою позицию тем, что школьники через несколько лет будут вынуждены уйти из "тепличных" условий школы во внешний мир, где с ними никто возиться не будет.

Другая часть педагогического коллектива школы настроена против ужесточения наказания, опираясь на утверждение, что этих детей избалованными не назовёшь: как правило, они имеют большой негативный опыт взаимодействия с внешним миром. Поэтому им надо дать возможность окрепнуть, получить поддержку от взрослых, заботу, внимание и только после этого выпускать в жизнь. Следует отметить, что особенностью данной группы детей является не только богатый опыт уличного общения, но и неудачный опыт воспитательного воздействия со стороны взрослых, полученный в предыдущих школах. Опыт показывает: если мы продолжим политику диктата, школьник перестанет посещать и эту школу или будет просто механически отсиживать здесь часы, не пытаясь что-либо понять в рамках урока.

Обычно на наказании и жестком воспитании настаивают люди, не умеющие принять ребенка и его родителей такими, какие они есть, – с их слабостями и недостатками. Неспособность принимать детей и их родителей как индивидуальность приводит социального педагога к профессиональному "сгоранию". В результате специалисты часто задаются вопросом: "Почему не получается? Возможно, я плохой специалист?" Такой профессионал совершает привычные действия автоматически или очень болезненно реагирует на необходимость контакта с семьями учащихся, боясь обнаружить свою профессиональную некомпетентность.

В этом случае социальному педагогу может помочь четкое определение целей, задач, методов своей работы; понимание ее специфики, которая состоит лишь в относительной возможности реабилитации дезадаптивных подростков, восстановлении их нарушенных отношений с родителями. Социальному педагогу следует осознавать границы собственной компетентности.

Педагогическому коллективу школы, в том числе социальному педагогу, необходимо научиться замечать не всегда крупные, но очевидные достижения, пусть маленькие, но безусловные успехи своих подопечных.

Необходимо понимать природу девиантности подростков и степень возможных позитивных успехов реабилитации. Обычно выделяются следующие особенности подростка, дезадаптированного к социальным условиям:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Природно-географическая специфика России
Природно-географическая специфика России выражается в следующих основных чертах: ♦ огромные пространственные масштабы страны; ♦ суровый климат на большей части территории; ♦ чрезвычайная изменчивость, нестабильность п ...

Сущность и структура общества как системы
Общество неоднородно и включает ряд разнопорядковых явлений и процессов. Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные груп ...

Общая оценка уровня жизни
Разработка обобщающего (интегрального) показателя уровня жизни населения составляет одну из важнейших задач всей социальной статистики. Его необходимость не вызывает сомнений. Любая система показателей должна завершаться обобщающим показа ...

Поиск
Новое