Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Страница 6

Социологическая информация » Технологии работы социального педагога с многодетной семьей » Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей

- слабая чувствительность к "границам" других людей и своим собственным;

- сильно выраженная способность к проецированию своих негативных эмоций на окружающих;

- дезориентация при оценке своих личностных качеств и способностей.

Эти характеристики являются базовыми при описании большинства возникающих "проблемных" ситуаций подростков.

Дезадаптация, как неспособность подростка соответствовать требованиям общества, может проявляться в форме демонстративной активности со знаком минус. Это – как крик ребёнка: "Обратите внимание, мне плохо!" Когда ребёнок, смирившись, уже не "кричит" своим поведением, он попадает в категорию "тихих", "тупых", "безликих", которые не доставляют школе излишних хлопот.

Большинство дезадаптивных учеников можно охарактеризовать как слабо знакомых с нормативными требованиями общества. Правила поведения чаще всего запоминаются, но не понимаются и не применяются на практике. В ряде случаев можно говорить о неспособности подростка понимать неправомерность собственных действий. О слабом ощущении собственных "границ" свидетельствует, в частности, и такая особенность их общения, как неумение соблюдать коммуникативную дистанцию с окружающими: учителями, старшими школьниками, посторонними и малознакомыми людьми. Неконструктивное общение проявляется в оскорблении, драках, использовании ненормативной лексики и прочих действиях, направленных против личности другого.

Ещё одна отличительная черта поведения дезадаптивных подростков – ярко выраженная способность к проекции или другим защитным механизмам, в частности перекладывание вины на окружающих: "А что я? Он сам виноват".

Подростки часто используют негативные характеристики по отношению к окружающим: учителям, одноклассникам. Это вызывает со стороны сверстников адекватную реакцию возмущения и негодования, часто переходящую в агрессивность. В том числе не каждый педагог, способен удержать в себе возникающее возмущение и раздражение. Дезадаптированный подросток с лёгкостью может вывести из эмоционального равновесия окружающих его людей.

Ещё одна психологическая особенность таких детей – дезориентированность не только по отношению к внешнему миру, но и к собственному внутреннему. Негативные оценочные характеристики собственной личности отвергаются подростком и, как мы отмечали выше, проецируются на окружающих. Позитивные характеристики также не задерживаются в границах собственного «Я» – ими награждаются окружающие. Мир ребёнка состоит в его восприятии из "хороших" и "плохих" людей. Но он не способен адекватно оценить себя и определить свои личностные качества.

Особенности поведения дезадаптированного подростка (фамильярность, сильное проецирование и "размытость" представлений о собственной личности) делают его зависимым в ситуации, связанной с общением. И тогда на помощь ему приходит высокая активность как защитная реакция, как искажённая форма адаптации. Она позволяет таким детям сохранить лицо, не "раствориться" в классе, не превратиться в нечто аморфное и неопределённое. Поведенческие проблемы, возникающие у такого подростка в школе, являются способом обратить на себя внимание, но часто воспринимаются взрослыми как нарушение порядка, заслуживающее наказания, а не помощи.

Всё сказанное о дезадаптивных подростках в ещё большей степени относится к их родителям. Проблемы с "границами" в общении, высокая эмоциональность, "размытость" представлений о собственной личности часто характеризуют в целом семью подростка и делают общение социального педагога с этой семьей сложным искусством. Такими же профессиональными навыками должны обладать и учителя, и воспитатели, и психологи – все, кто так или иначе соприкасается с "трудными" подростками и их родителями. [43]

Для индивидуальной или групповой работы с девиантными детьми могут быть использованы следующие упражнения:

Упражнение "Люди как я".

Это упражнение полезно для начала работы с детьми. Оно направлено на повышение самооценки детей и подростков, помогает увидеть положительные качества в себе и окружающих и сформировать положительное отношение друг к другу. Материалы: карандаши, мелки, чистые листы бумаги для каждого ребёнка, большой лист бумаги.

Инструкция: Сейчас мы с вами будем учиться говорить друг другу хорошие слова. На доске мы напишем имена всех детей. Первое имя в списке – Вова.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Биография
Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире в семье адвоката, воспитывался в культурной, доброжелательной среде. Он получил юридическое образование сначала в Боннском, а затем в Берлинском университетах. Вся его жизнь и жизнь ...

Социальная пенсия по возрасту (право на пенсию, размер пенсии)
Право на социальную пенсию по возрасту предоставлено только лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации. Тем, кто выехал на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, социальная пенсия не назначается, ...

Функции идеологии
В отличие от науки, чьей задачей является поиск истины, функции идеологии прежде всего сводятся к овладению массовым политическим сознанием населения, к внедрению в него своих критериев оценки настоящего и будущего развития общества, опре ...

Поиск
Новое