Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Страница 6

Социологическая информация » Технологии работы социального педагога с многодетной семьей » Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей

- слабая чувствительность к "границам" других людей и своим собственным;

- сильно выраженная способность к проецированию своих негативных эмоций на окружающих;

- дезориентация при оценке своих личностных качеств и способностей.

Эти характеристики являются базовыми при описании большинства возникающих "проблемных" ситуаций подростков.

Дезадаптация, как неспособность подростка соответствовать требованиям общества, может проявляться в форме демонстративной активности со знаком минус. Это – как крик ребёнка: "Обратите внимание, мне плохо!" Когда ребёнок, смирившись, уже не "кричит" своим поведением, он попадает в категорию "тихих", "тупых", "безликих", которые не доставляют школе излишних хлопот.

Большинство дезадаптивных учеников можно охарактеризовать как слабо знакомых с нормативными требованиями общества. Правила поведения чаще всего запоминаются, но не понимаются и не применяются на практике. В ряде случаев можно говорить о неспособности подростка понимать неправомерность собственных действий. О слабом ощущении собственных "границ" свидетельствует, в частности, и такая особенность их общения, как неумение соблюдать коммуникативную дистанцию с окружающими: учителями, старшими школьниками, посторонними и малознакомыми людьми. Неконструктивное общение проявляется в оскорблении, драках, использовании ненормативной лексики и прочих действиях, направленных против личности другого.

Ещё одна отличительная черта поведения дезадаптивных подростков – ярко выраженная способность к проекции или другим защитным механизмам, в частности перекладывание вины на окружающих: "А что я? Он сам виноват".

Подростки часто используют негативные характеристики по отношению к окружающим: учителям, одноклассникам. Это вызывает со стороны сверстников адекватную реакцию возмущения и негодования, часто переходящую в агрессивность. В том числе не каждый педагог, способен удержать в себе возникающее возмущение и раздражение. Дезадаптированный подросток с лёгкостью может вывести из эмоционального равновесия окружающих его людей.

Ещё одна психологическая особенность таких детей – дезориентированность не только по отношению к внешнему миру, но и к собственному внутреннему. Негативные оценочные характеристики собственной личности отвергаются подростком и, как мы отмечали выше, проецируются на окружающих. Позитивные характеристики также не задерживаются в границах собственного «Я» – ими награждаются окружающие. Мир ребёнка состоит в его восприятии из "хороших" и "плохих" людей. Но он не способен адекватно оценить себя и определить свои личностные качества.

Особенности поведения дезадаптированного подростка (фамильярность, сильное проецирование и "размытость" представлений о собственной личности) делают его зависимым в ситуации, связанной с общением. И тогда на помощь ему приходит высокая активность как защитная реакция, как искажённая форма адаптации. Она позволяет таким детям сохранить лицо, не "раствориться" в классе, не превратиться в нечто аморфное и неопределённое. Поведенческие проблемы, возникающие у такого подростка в школе, являются способом обратить на себя внимание, но часто воспринимаются взрослыми как нарушение порядка, заслуживающее наказания, а не помощи.

Всё сказанное о дезадаптивных подростках в ещё большей степени относится к их родителям. Проблемы с "границами" в общении, высокая эмоциональность, "размытость" представлений о собственной личности часто характеризуют в целом семью подростка и делают общение социального педагога с этой семьей сложным искусством. Такими же профессиональными навыками должны обладать и учителя, и воспитатели, и психологи – все, кто так или иначе соприкасается с "трудными" подростками и их родителями. [43]

Для индивидуальной или групповой работы с девиантными детьми могут быть использованы следующие упражнения:

Упражнение "Люди как я".

Это упражнение полезно для начала работы с детьми. Оно направлено на повышение самооценки детей и подростков, помогает увидеть положительные качества в себе и окружающих и сформировать положительное отношение друг к другу. Материалы: карандаши, мелки, чистые листы бумаги для каждого ребёнка, большой лист бумаги.

Инструкция: Сейчас мы с вами будем учиться говорить друг другу хорошие слова. На доске мы напишем имена всех детей. Первое имя в списке – Вова.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


История модернизации в России
В России наряду с радикальными изменениями в идеологии, общественном сознании, политической и государственной организации происходят глубинные изменения в социальной структуре. Сторонники перемен признают их объективную обусловленность, а ...

Основные характеристики детско-родительских отношений
Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родите ...

Г. Тард и Г. Лебон об особенностях массовой психологии
Проблемы массового общества анализировались в социальной философии на протяжении всего XX века, более того исследования социального явления – «омассовление» – имело место в XIX веке. Ф. Ницше обращал пристальное внимание на то, что массы ...

Поиск
Новое