Социализация личности и ее формы
Страница 1

Социологическая информация » Предмет и объект социологии » Социализация личности и ее формы

Социализация личности – процесс социального взаимодействия, посредством которого человек приобретает знания, мнения, взгляды и формирует модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества. Личность как объект социальных отношений рассматривается в социологии в контексте 2-х взаимосвязанных процессов − социализации и идентификации. Социализация охватывает все процессы приобщения человека к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых он приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества.

Социализация включает:

· воспитание,

· обучение и

· информацию (личный жизненный опыт объекта социализации).

Она может проходить в двух режимах:

· адаптации, когда индивид пассивно приспосабливается к социальной среде и ее требованиям;

· интеграции, когда он активно взаимодействует с социальной средой, изменяется сам и изменяет в соответствии со своими взглядами социальное окружение.

Существует три взгляда на соотношение адаптации и интеграции в процессе социализации. Один исходит из того, что есть два типа обществ: открытые (демократические) и закрытые (традиционные общества авторитарного типа). Первые ориентируют своих членов на активную интеграцию в общество, как важное условие динамичного общественного развития. Вторые стремятся к сохранению существующего положения вещей и поэтому поощряют адаптацию. Другой взгляд основан на представлении о двух этапах социализации в жизни каждого человека. Первый этап – адаптация, когда индивид пассивно приобретает знания и опыт социальной жизни в данном обществе (от рождения до наступления зрелости), второй – интеграция, когда он начинает изменять свое социальное окружение в соответствии со своими интересами и целями (с момента достижения социальной зрелости и до конца жизни). Третий взгляд предполагает, что вообще все люди делятся на две неравные группы: представители одной (их подавляющее большинство) способны лишь к пассивной адаптации, представители второй (их сравнительно немного) имеют природную склонность к творчеству, инновациям, они активно интегрируются в общество, стремясь изменить его. При этом первые обеспечивают стабильность, устойчивость общества, а вторые способствуют его изменению.

З. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Он считал, что:

1) имитация − это осознания попытка ребенка копировать модель поведения;

2) идентификация − это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения;

3) стыд и вина − это негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либо запрещают некоторые образцы поведения.

Д. Смелзер сводил социализацию к трем стадиям:

1) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3) стадия игровых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Т. Парсонс и С. Бейлз определили, что социализация − это механизм формирования конкретной личности, имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды.

Т. Парсонс (структурный функционализм) особое значение придавал семейной социализации индивида. По его мнению, семейная социализация определяется структурой семьи, которая различается: 1) по распределению власти и 2) по инструментальным (направленным на внешние отношения) и экспрессивным (ориентированным на внутренние отношения) функциям. Распространенная в современном обществе нуклеарная семья (12.1) включает роль отца (характеризуется большой властью и инструментальной функцией), роль матери (большая власть и эпрессивная функция), роль сына (небольшая власть и инструментальная функция), роль дочери (небольшая власть и экспрессивная функция).

В процессе социализации человек интернализует (усваивает) не только воспроизводимые образцы поведения (роли отца, матери, сына или дочери), но и обучается различению между "Ты – Я", "Мы – Не-мы". Условием социализации личности является то, что удовлетворение ее потребностей происходит не просто посредством объектов, а предполагает ценности, нормы и символы, которые усвоены личностью (это то самое "Сверх-Я" З. Фрейда, которое Т. Парсонс определил как различение культуры как объекта потребления и культуры, усвоенной личностью).

Страницы: 1 2


Программа социологического исследования, ее структура
Любое социологическое исследование начинается с разработки программы. Программа представляет собой изложение общей концепции исследовательского проекта. Это научный документ, в котором содержатся методологические и процедурные основы иссл ...

Прогнозирование и проектирование в системе социальной защиты: теоретические и организационные аспекты
Термин «прогнозирование» в социальной работе понимается в традиционном смысле: формулирование вероятностного суждения о состоянии какого-либо явления или процесса в будущем на основе специального научного исследования их истории и совреме ...

Сущность социальной политики
Социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданск ...

Поиск
Новое