Функции и институты общества

Социологическая информация » Общество как система » Функции и институты общества

Как способ существования людей, общество должно функционировать, т. е. выполнять определенный набор функций:

производство материальных благ и услуг;

воспроизводство и социализация человека;

духовное производство и регулирование активности людей;

распределение продуктов труда (деятельности);

регламентация и управление деятельностью и поведением.

Для реализации этих функций формируются соответствующие структуры — организации (институты) и отношения.

Потребности и формы их выражения (стремления, ценности, интересы) играют большую роль в жизни как отдельного человека, так и групп людей, регионов и всего общества. Эта роль состоит прежде всего в том, что и само общество, как способ существования человека, и производство выполняют основную функцию — удовлетворение потребностей людей. Потребности, как личные, так и общественные, выступают одной из основных движущих сил развития производства. Но чтобы потреблять продукт, его необходимо произвести. Человек также является результатом определенного процесса воспроизводства.

В воспроизводстве человека следует различать два аспекта:

биологическое производство человека, а также ежедневное возобновление его сил и способностей;

производство социальное, т. е. включение индивида как социального субъекта в функционирование общественного механизма.

В общественном производстве выделяется духовное производство. В процессе духовного производства осуществляется создание духовных ценностей, социальная роль которых состоит в духовном регулировании поведения и деятельности людей. Духовные ценности выражаются в различных вещественных формах, которые в совокупности со спецификой содержания выступают как искусство, религия, философия, мораль, что составляет содержание духовной культуры.

Распределение продуктов труда (деятельности), как элемент функциональной структуры общества, осуществляется в процессе обмена произведенными благами, людскими ресурсами и духовными ценностями на рынке. Поэтому рынок — это широкая социальная система, охватывающая все сферы социальной жизни.

Регламентация и управление деятельностью и поведением людей представляют собой установление правил и норм, и принуждение к их исполнению. Процесс регламентации осуществляется в политических и правовых отношениях, поэтому играет объединяющую роль для всех функциональных структур общества.

В современном обществе существуют десятки социальных институтов: государственных, правовых, культурных, религиозных, идеологических.

Ключевыми институтами с точки зрения организации общества являются наследование, власть, собственность и семья.

Институциональная структура общества является сложным и разветвленным образованием. Так, внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые Деления на более мелкие, неосновные институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество особых устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты.

В системе политических институтов современного общества выделяются, наряду с ведущими институтами власти, демократические институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

В системе правовых институтов выделяются такие составляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.

В структуру религиозных институтов (на примере христианства) входят институты целибата (безбрачия священников в католичестве), епископата, крещения, исповеди, монашества и т. п.

Внутри социального института родства, наряду с основными институтами семьи и брака, развиваются институты материнства и отцовства, побратимства, наследования, имя наречения и др.

Социальные институты определяют общество в целом, каждый институт выполняет общественно значимую функцию.


Составляющие имиджа города
Самый удачный индивидуальный имидж – тот, что стремится «срастись» с личностью благодаря совпадению демонстрируемых и наличных качеств. Так же и с городом: элементы его имиджа перестанут выглядеть искусственными или показными, если обрету ...

Численность, плотность, размещение населения России
Заселено всего 45 % (европейская часть - 87 %, азиатская- 30). Центральный район – 100%, Дальний Восток- 1/5 общей площади. Факторы: природные, исторические, социально-экономические. Природные условия определяют благоприятность территор ...

Семья как малая группа. Психологический климат семьи
Семья в современном обществе является особой малой группой, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общ ...

Поиск
Новое