Исторические типы обществаСтраница 1
Аграрное общество характеризуется господством натурального сельскохозяйственного производства, которое носило ограниченный, замкнутый, локальный характер. Устойчивой структуре потребностей, сформировавшейся в данный период, способствовала и традиционность производственных отношений. Технические инновации распространялись крайне медленно. Личная зависимость охватывала не только отношения в производстве, но и распространялась на отношения распределения, обмена и потребления. Принадлежность к коллективу (общине, касте, сословию) определяла место человека в обществе, характеризовала его образ жизни, особенности его жизни (масштабы личного богатства, источники пополнения доходов и т. д.). Вся совокупность отношений, сложившихся в данный период, закреплялась традициями, нормами морали, отражалась в социальной психологии, освящалась религией.
Индустриальное общество возникло с преодолением жесткой зависимости человека от природы в результате промышленной революции, связанной с изобретением паровой машины. Объективными факторами перехода от естественных производительных сил к общественным стало развитие системы орудий труда, машинной техники, технологии. Углубляется разделение труда, развиваются его специализация (предметная и функциональная), кооперация и комбинирование, широко распространяются научные знания. Тем самым создаются предпосылки для ослабления зависимости не только от внешней природы, но и от ограниченных биологических возможностей самого человека. Решающую роль в социальной жизни индустриального общества играют промышленники, а центрами социальной организации становятся промышленные корпорации.
Становление постиндустриального общества обусловлено превращением науки в производительную силу общества. Всеобщие производительные силы становятся главным элементом производительных сил общества! Качественно изменило человеческую жизнь изобретение компьютера, когда важнейшим фактором производства становится информация. Поэтому для постиндустриального общества в отличие от индустриального характерно широкое внедрение новых информационных технологий в различные области жизни.
Понятие цивилизационного подхода к развитию общества весьма сложно и неоднозначно вследствие неопределенности самого понятия цивилизации. Содержание этого понятия менялось на протяжении его истории. Сторонники теорий локальных цивилизаций, прежде всего немецкий философ О. Шпенглер, английский историк А. Тойнби, изучали в качестве цивилизаций большие исторически сложившиеся общности, занимающие определенную территорию и имеющие свои особенности социально-экономического и культурного развития, которые они считали уникальными. Отсюда следовал вывод, что нет единой мировой цивилизации, а есть отдельные локальные цивилизации, функционирующие по своим собственным внутренним правилам. По теории А. Тойнби, в настоящее время в мире существуют пять цивилизаций: западнохристианская, восточнохри- стианская, исламская, индуистская, дальневосточная буддистско-конфуцианская. Цивилизация возникает в результате специфического сочетания двух условий: наличия в данном обществе творческой элиты и среды, которая не слишком благоприятна для развития, но и не слишком враждебна. Она развивается в процессе взаимодействия вызова и ответа. Если среда умеренно неблагоприятна, она непрерывно бросает вызов обществу, и общество посредством своего творческого меньшинства, элиты успешно отвечает на вызов и решает свои проблемы. Прогресс цивилизации заключается не в развитии техники, установлении власти над природой, а в ее самоопределении и самовыражении. Причины надлома цивилизаций кроются в упадке творческих сил элиты, ослаблении подражания ей со стороны большинства народа, и в итоге общество утрачивает свое социальное единство.
Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные
исследования среди молодые по вопросам семьи и брака
Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции − переход традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло ...
Социальная сущность и функции семьи
Семья − это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы, связанной брачными или родственными отношениями.
Семья − один из элементов микросреды, в которой формируется л ...
Специфика понятий аудитория и публика
Публика — создается для распространения политики в местах сбора людей, наблюдающих за специально организованным зрелищем (концерт, спектакль, художественная выставка, религиозная служба и т. д.).
Публика выполняет функцию распространения ...