Проблема бедности в современной литературе. Наследие 90- х годов

Социологическая информация » Проблема бедности в работах российских авторов » Проблема бедности в современной литературе. Наследие 90- х годов

Реформы 90 –годов оставили тяжелое наследие. Демографическую ситуацию в стране специалисты оценивают как неблагоприятную. Статистика, приводимая различными авторами, свидетельствует о снижении рождаемости, депопуляции населения. При этом ежемесячное пособие семьям, имеющим детей, зафиксировано в пределах 70-150 руб., пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - 200 руб., единовременное пособие при рождении ребенка с 1 января 2001 г. установлено в размере 1,5 тыс.руб. Очевидно, что реальные расходы на содержание ребенка значительно превышают эти суммы.

Продолжает ухудшаться здоровье беременных женщин, растет заболеваемость детей. Для усиления контроля за состоянием здоровья матери и ребенка введено единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, до 12 недель. Но для того чтобы выполнить предназначенную функцию, оно слишком мало (100 руб.). Особую тревогу вызывает сохраняющаяся задолженность по детским пособиям. Благодаря усилиям Госдумы в федеральном бюджете на 2000г. на ее погашение было предусмотрено 500 млн. руб. По итогам года исполнение бюджета по этой статье составило всего лишь 9%. В бюджете 2001г. отдельной строкой выделено 22,8 млрд. руб. на выплату пособий в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". [23]

Тем более что, как отмечает Светлана Горячева, председатель Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи: «здоровье людей, демографическая ситуация напрямую зависят от качества жизни. В условиях, когда 30% населения страны находятся за чертой бедности и еще 30% близки к этой грани, важны любые, порой даже небольшие материальные выплаты».[24]

Много проблем связано с пособиями по безработице. Их максимальный размер колеблется в пределах 20-100% прожиточного минимума, исчисленного в субъектах Федерации. Следовательно, те, кто потерял работу, в большинстве случаев не по своей вине, опускаются до уровня крайней нищеты.

Острой проблемой, унаследованной от реформ 90- х годов, является наличие такого класса, как «работающие бедные». Эта группа является разносоставной и, как отмечает В.В. Радаев, наличие работающих бедных встречается в тех сферах занятости, «где в былые времена работники чувствовали себя весьма неплохо»[25]. В частности, он отмечает наличие данной категории на предприятиях военно-промышленного комплекса и в научных учреждениях.

Проблемой остается и том факт, о котором упоминает Е. Брагина: «В последние тысячелетие уходящего века Россия встала по уровню бедности в положение, сопоставимое с некоторыми развивающимися странами»[26]. И все это из-за хронической нестабильности и «стресса реформ», порожденными политикой государства в 90 – е годы.

И, тем не менее, в докладах ВБ (Внешнего Банка) уделено мало внимание проблеме бедности, возможно из-за отсутствия постоянного мониторинга. Этот факт также свидетельствует о сохранении тревожной тенденции в анализе проблемы – отсутствие представлений о реальных масштабах бедности. По разным категориям разброс оценок бедности устанавливается от 30 до 60%. Учитывая этот факт, ВБ начинает разворачивать широкомасштабные исследования, посвященные показателям нищеты, ее формам и географическому распределению.

Таким образом, ряд проблем 90 – х годов сохраняются и в новом веке. Особенно в социальной сфере. Сохраняется также проблема выплаты социальных трансфертов, заработной платы, усугубляется демографическая проблема. Необходимо также обратить внимание на сохранение такой тенденции в изучении проблемы бедности, как отсутствие четких статистических данных.


Споры о путях модернизации: соотношение вестернизации и самостоятельного социального творчества
Уже в 19 веке в России интеллигенция раскололась на западников и славянофилов. Первые выступали за заимствование у более развитых стран передовых технологий, вторые ратовали за самобытный путь развития. Хотя термин «модернизация» относит ...

Социально-педагогические условия решения проблем толерантности в современном обществе. Основные направления работы по формированию толерантных отношений
В связи с актуальностью комплексного исследования проблем прав человека и толерантности возникает вопрос: существуют ли в стране необходимые системы, механизмы для их обеспечения, защиты? Среди таковых можно выделить следующие: судебная з ...

Основные психологические школы в социологии
К концу XIX - началу XX веков наступает кризис биолого-натуралистических концепций. К этому времени успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций психологи ...

Поиск
Новое