Управленческие технологии в системе социальной работы: сущность, виды, методики разработки и внедрения
Страница 1

Социологическая информация » Организационно-управленческая деятельность в системе социальной защиты - особенности национальной модели » Управленческие технологии в системе социальной работы: сущность, виды, методики разработки и внедрения

Вечен и интернационален вопрос: «Что делать?». Но не менее интернационален и вечен и другой вопрос: «Как делать?» Известна истина, что личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает, какими способами, приемами пользуется. Если ответ на вопрос «Что делать?» дает некое представление об «овеществленной» цели, то ответ на вопрос «Как делать?» указывает путь, по которому следует идти к этой цели, какие силы, средства использовать, в какой последовательности. Иными словами, какие использовать технологии, чтобы достичь цели – и, возможно быстрее, и возможно экономичнее, и возможно при высоком качестве… Для любого вида деятельности характерны свои «как делать», свои «как делать», свои технологии. Существует много видов технологий, среди которых – технические, экономические, социальные, управленческие, гуманитарные (человековедческие), педагогические, экологические, космические и др. Каждый из видов имеет свою специфику, свое пространство. Вместе с тем технологии имеют и общие модели, формализованные процедуры, что обеспечивает их эффективное использование во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

Понятие «технология» происходит от двух греческих слов: techne – искусство‚ мастерство‚ умение и logos – знание‚ слово‚ понятие‚ учение‚ мысль‚ определение.

Обратившись к исходному толкованию технологии как термина, в большей мере привычного в производственной сфере‚ не трудно заметить‚ что оно вполне применимо для социальной среды‚ процессов воспитания и управления. Приведем определение‚ содержащееся в «Советском энциклопедическом словаре»: «Технология» (от греч. techne – искусство‚ мастерство‚ умение и логия — знание) – совокупность методов обработки‚ изготовления‚ изменения состояния‚ свойств‚ форм сырья‚ материалов или полуфабриката‚ осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки – выявление физических‚ химических‚ механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов».

Обратим внимание на три аспекта определения. Прежде всего – это совокупность методов. Вторая целевая установка — изменение состояния‚ свойств объекта воздействия. Развитие всех социальных систем связано с изменениями. Изменения могут носить конструктивный и разрушительный характер. Поэтому перед технологией как наукой‚ ставится задача выявления закономерностей и использования тех из них‚ которые дадут положительный эффект на практике. Как видим‚ третий аспект определения связывает научный‚ рациональный компонент с личностным компонентом‚ содержащим в себе как рациональное‚ так и эмоциональное начала, подчеркивает мысль, что качество, результат зависит от мастерства, аналитико-профессионального уровня исполнителей.

Технология, отмечают болгарские специалисты, – существенная сторона всякой деятельности. Как особого рода знание, технология играет роль связующего звена между наукой как теоретической системой и социальной практикой. Она дает возможность расчленить различные сложные проблемы на более простые, регламентировать и описать их, придав им обязательный и неизбежный характер, чем помогает руководителю достигать высоких результатов в управлении. С. Янг считает, что «на пути к решению любых проблем осуществляются одни и те же этапы и в одинаковом порядке.

Современное понимание управленческо-технологического взаимодействия социального субъекта и клиента (объекта) базируется именно на единстве научности и организации, на обеспечении интересов человека и общества. Организационно-управленческое влияние на человека, по мнению академика В.Г. Афанасьева, управление людьми означает, во-первых, правильное определение социальной роли каждого человека, его места в производстве, коллективе, семье, его функций, его обязанностей. Во-вторых, усвоение каждым человеком предназначенной ему социальной роли, что достигается посредством обучения, образования, воспитания. В-третьих, обеспечение выполнения каждым человеком своей социальной роли, что достигается системой правовых и этических норм, убеждения, а при необходимости и принуждения, стимулирования трудовой и общественной активности.

В условиях рыночной экономики роль и место в обществе человеку не только «определяют», но он сам должен самоопределиться, а точнее – взаимоопределиться с соответствующим объектом или субъектом управленческого процесса, сам приложить усилия, чтобы получить соответствующую специальность, сам быть ответственным членом общества и добросовестно и качественно выполнять свои социальные роли, не ожидая контрольно-нормативных санкций. Однако не все люди могут успешно справиться со столь сложными задачами. Потому социальным службам, социальным работникам приходится овладевать технологическим мастерством, чтобы оказывать эффективное влияние на своих клиентов.

Страницы: 1 2 3


Понятие «общественное мнение». Сущность и признаки общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения
Общественное мнение – это оценочные суждения большинства членов больших общностей людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности. Теоретическому осмыслению общественного мнения и его роли в государственной ...

Общая инвалидность
С 1991 г. по настоящее время, т.е. за последние 5 лет число инвалидов выросло на 35,3% (табл. 1). Этот рост впечатляет, тем более, что за предыдущее пятилетие (1985–1990 г.) число пенсионеров по инвалидности увеличилось всего на 9,3%, а с ...

Условия труда и отдыха
Способность к труду определяется наличием профессиональ­ных знаний, соответствующих умений и навыков, совокупностью физических и психических сил и качеств человека. Все вместе при соответствующем отношении к труду они обеспечивают оптимал ...

Поиск
Новое