Модель социальной работы в технологиях КДН.
Страница 3

Индивидуальный подход как составляющая личностного подхода включает и принцип природосообразности воспитательно-профилактических воздействий, то есть дальнейшее развитие дифференциации, фуркаций, профилактической, образовательной системы.

Практика показала, что особенно остро стоит вопрос при применении профилактических, правоприменительных воздействий на несовершеннолетних с аномалиями психики. Существуют психические аномалии, не исключающие вменяемости лица. К ним относятся различные пограничные формы заболеваний, расстройства психической деятельности. Профилактика правонарушений несовершеннолетних с гзтол': :;ей психики занимает особое место. Задача этого направления состоит в том, чтобы предупредить перерастание поведения лиц с_ психическими аномалиями из антиобщественного в преступное. Важно определить роль и степень влияния психического расстройства на преступное поведение, в том числе мотивацию, что требует глубоких и серьезных исследований.

Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости педагогически целесообразного сочетания гуманноличностного стиля отношений к подростку с отклоняющимся поведением с применением тормозящих приемов.

Гуманно-личностный стиль включает:

· внимание к подростку как к личности, индивидуаль­ности, личностное равенство педагога с подростком, ува­жение прав подростка;

· исключение авторитарного воздействия, акцентирования недостатков подростка;

· понимание причин социальных отклонений, тактичность помощи;

· обеспечение успеха в деятельности, положительное стимулирование, оптимистическая гипотеза.

Тормозящие приемы рекомендуется применять лишь после соответствующей серии приемов личностного подхода, после того, как воспитатель убедится, что он не находит поддержки внутренних сил личности. Принуждение, наказание должны быть обязательно поняты подростком и должны учить, в противном случае они вызовут только ответную реакцию активного сопротивления и враждебности. Методы отрицательного стимулирования не должны задевать личное достоинство, унижать личность.

Ключевым фактором, повышающим сопротивляемость субъекта к деформирующим воздействиям среды является личностная зрелость человека, характеризующая способность к самореализации. Как показывают исследования, регуляторные механизмы начинают развиваться в подростковом возрасте в результате противоречия между собственной активностью подростка внешней регуляцией, например, воспитанием. Если регуляторные механизмы недостаточно развиты, человек не способен стать субъектом собственной жизни, он остается объектом воспитания и внешних воздействий.

Таким образом, социально-педагогическая поддержка должна ориентироваться на усиление таких регуляторных механизмов, как самопознание, способность к позитивной дезинтеграции.

Помимо способности к саморегуляции, показателем личностной зрелости являются способности человека самостоятельно мыслить и принимать решения, быть субъектом собственной жизни, а не объектом воспитания и внешних воздействий.

Социально-педагогическая поддержка будет действительно способствовать минимизации процесса дезадаптации, если имеет конечной целью развитие социальной субъектности несовершеннолетнего, носит дифференцированный характер и опирается на развивающие стратегии социально-педагогической работы.

Дифференциация в оказании социально-педагогической поддержки необходима в отношении различных категорий несовершеннолетних с отклонениями в поведении.

Страницы: 1 2 3 4


Поиск
Новое