Г. Тард и Г. Лебон об особенностях массовой психологии
Страница 1

Социологическая информация » Психологическое направление в социологии » Г. Тард и Г. Лебон об особенностях массовой психологии

Проблемы массового общества анализировались в социальной философии на протяжении всего XX века, более того исследования социального явления – «омассовление» – имело место в XIX веке. Ф. Ницше обращал пристальное внимание на то, что массы начинают приобретать в обществе главенствующее значение, резко критиковал этот процесс, считая, что европейская культура не желает задумываться над этим явлением и устремляется к катастрофе, ибо происходит обесчеловечивание человека.

Тогда же, в XIX веке, начинается истинно научное исследование психологии масс, толпы; появляются фундаментальные работы Гюстава Лебона и Габриэля Тарда. В своей «Психологии толп», впервые изданной во Франции в1895 году, Лебон пишет, что «главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы» «В то время как наши старые убеждения, – пишет Лебон, – оказываются поколебленными и утрачиваются, прежние опоры общества рушатся одна за другой, единственной силой, которой ничто не угрожает и авторитет которой ширится постоянно, становятся выступления толп. Век, в который мы вступаем, будет поистине эрой толп».[3]

В науку, отмеченную экстремальностью точек зрения и политической страстностью, Тард привносит аналитический дух и вкус к четким понятиям, которых ей недоставало. Тем не менее, он разделяет опасения Лебона в отношении состояния французского общества и обнаруживает ту же самую классовую тревогу перед подъемом масс. Тард продвигается по пути, открытому Лебону. Он начинает с толп, скоплений спонтанных, анархических и естественных, типичных явлений общественной жизни. Но ему кажется, что они менее важны в конечном итоге, чем искусственные толпы, организованные и дисциплинированные, которые и наблюдаются почти повсюду в виде, например, политических партий, предприятий или государственных структур. Здесь речь идет о действительно качественном скачке: о переходе от аморфной массы к массам структурированным.

Г. Тарду (1843–1904) по праву принадлежит одно из первых мест в числе ведущих ученых, занимавшихся социально-психологической проблематикой в социологии. Полемизируя со своим именитым соотечественником Э. Дюркгеймом, исходившим из примата социального над индивидуальным (принцип социологизма), Тард представлял общество как агрегат индивидов, точнее, продукт индивидуального взаимодействия. У Дюркгейма вектор социальности направлен от общества как целостного организма к индивиду, у Тарда вектор социальности, наоборот, направлен от массы (группы) индивидов к целостной системе. Поэтому для Тарда социология – это «коллективная психология». В такой интерпретации социология изучает законы воспроизведения (общества), тогда как история изучает законы развития (общества).

Основными социологическими законами, по Тарду, являются законы повторения, оппозиции и адаптации. Здесь Тард по существу закладывает основы социологии коммуникации. Источником любого нововведения является творческая индивидуальность (одаренная личность, лидер). «Социальное» начинается тогда, когда «новшество» начинает повторяться и усваиваться другими (нетворческими) индивидами, массой людей. Главную роль в повторении играет механизм подражания. В массе подражание распространяется в виде концентрических кругов и до тех пор, пока не встречается с нововведением, исходящим от другой творческой личности, лидера. В действие вступает закон оппозиции, в соответствии с которым начинается «дуэль» подражаний. Постепенно эта дуэль завершается адаптацией того или иного новшества. Определяя общество через феномен «подражания», французский социолог различает подражание в форме «обычая» и в форме «моды». В первом случае имеет место подражание «своему и древнему», во втором случае – подражание «новому и чужому». В качестве модели организованного поведения массы людей Тард рассматривает «публику». Он указывает на присущие ей единство реакции, системность поведения отдельных индивидов.

Страницы: 1 2


Выводы
Итак, в данной работе мы познакомились с такой наукой, как статистика, а именно со статистическими исследованиями, касающимися темы уровня жизни населения и отраслей социальной сферы. Мы рассмотрели две крупные социальные сферы: сферу об ...

Соотношение нации и индивида
Исходя из того, что величина системы не равна сумме величин элементов[28], можно говорить, что некоторые вопросы имеют малую значимость для индивида, но являются ключевыми для системы. Этим пользуются «политические лоббисты» – апеллируя к ...

Система социальной защиты населения РБ. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь как субъект управления
С организационно-управленческой точки зрения социальная защита населения Республики Беларусь представлена широкой сетью государственных и негосударственных органов и организаций различного уровня, аналитических и учебных центров и служб. ...

Поиск
Новое