Г. Тард и Г. Лебон об особенностях массовой психологии
Страница 2

Социологическая информация » Психологическое направление в социологии » Г. Тард и Г. Лебон об особенностях массовой психологии

Разграничивая понятия «толпа» и «публика», Тард понимает под первой стихийное, малоорганизованное собрание людей, главными особенностями которого являются инертность, неспособность к творческой созидательной деятельности. В своем поведении толпа следует за лидером. «Публика» представляет собой объединение людей, главным законом которого является общность мнения. Если толпа связана «физически», то публика – психически.

Несколько иной взгляд на современное общество развивал французский ученый, социолог и публицист, врач по образованию Г. Лебон (1841–1931), автор широко известной книги «Психология народов и масс». Г. Лебон является автором одного из первых вариантов доктрины «массового общества». В качестве фундамента социальной эволюции он рассматривал не разум, а иррационально-волевую, эмоциональную сферу психической жизни – чувства и верования.

Лебон считал, что современное общество вступило в новую историческую эру – «эру толпы». В таком обществе имеет место нивелирование отдельной личности. Иррационально ведущая себя безликая, аморфная толпа способна главным образом на деструктивные действия.

«Толпа» рассматривается Лебоном как психологический феномен, главным законом которого является «духовное единство», а механизм поведения заключается во взаимодействии с лидером. «Власть толпы» в том и состоит, что она становится господствующей силой в современном обществе. Она доминирует над лидерами, ниспровергает истинные авторитеты и следует за теми, кому удается ее загипнотизировать (Лебон, как и Тард, объясняет влияние лидера на массу, толпу способностью к гипнозу) очередными привлекательными иллюзиями.

В новое время властелином мира становится тот, кто становится «властелином толпы». Поэтому стремящийся утвердить свою власть, с одной стороны, должен потакать толпе, учитывать ее запросы и настроения, отличающиеся низменным характером, подлаживаться под вкусы «улицы», «черни». С другой же стороны, он, для того чтобы «овладеть толпой», должен «злоупотреблять сильными выражениями». «Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями», – пишет Лебон. И продолжает «Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится ее повелителем; кто же стремится образумить ее, тот всегда бывает ее жертвой» [4]

Страницы: 1 2 


Исследование социального типа личности учителей тестированием. Обоснование программы и методов исследования социального типа личности учителей
Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. Это подняло со всей остротой вопросы взаимодействия человека и его профессиональной деятельности. Статистика различного рода ав ...

Социальные агрегаты: понятия и виды
Социальные агрегаты или группы - совокупность людей, объединенных любым признаком: общим пространственным и временным бытием, общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими и другими харак ...

Исследование социально-демографических и профессиональных характеристик персонала Калининского районного суда
Объект исследования : служащие Калининского районного суда г. Новосибирска. Предмет исследования : социально-демографические и профессиональные характеристики работников суда. Цель исследования : выявить социально-демографические характ ...

Поиск
Новое