Естественный прирост (убыль), его контрасты в различных регионах страны и мира
Страница 1

Социологическая информация » Демография » Естественный прирост (убыль), его контрасты в различных регионах страны и мира

В целом в послевоенное время демографическое развитие России было весьма непростым и требует пояснений. Еще в 40 г. Россия по уровню рождаемости занимала позиции выше среднего уровня по стране (имеется в виду СССР), хотя и ненамного. Война отбросила нас далеко назад. Еще 1960г. Россия находилась на уровне ниже среднего в СССР и только потом заняла место на грани расширенного воспроизводства.

Постепенное снижение уровня рождаемости по мере роста культурного и образовательного потенциала общества есть общецивилизационный процесс, но в России и в странах СНГ время от времени он принимает катастрофические и чрезмерные формы. Последствия военных лет сказываются зятем в так называемых демографических волнах, то есть периодических колебаниях уровня рождаемости, связанных с рядом факторов, в том числе с динамикой численности молодежи, соотношением численности потенциальных женихов и невест. Иначе говоря, динамика рождаемости в России весьма неоднозначна: на фоне перехода к малодетной семье в военные годы с резкими спадами числа рождений сменялись послевоенными компенсаторными пиками, а их отдаленные последствия сказывались в спадах и подъемах значений демографических показателей в последующие десятилетия (в зависимости от возрастных когорт потенциальных родителей).

С развитием здравоохранения, культуры, ростом уровня жизни населения вместе с числом рождений стало уменьшаться и число смертей. Однако с сокращением рождаемости изменилась возрастная структура населения в пользу населения более старших возрастов (старение населения), а чем больше этот контингент, тем выше уровень смертности. Оказывали влияние и социальные патологии - от политических до урбанистических. В общем это то, что можно назвать многофакторным влиянием.

После Второй мировой войны, во время которой произошел огромный спад рождаемости, ощутимый новый спад отмечен и России в 60-е гг., когда в наиболее характерный для браков возраст стало вступать поколение, рожденное в 40-е гг. Общий показатель рождаемости снизился с 23,2%о в 1960 г. до 14,2%о и 1969 (см. график).

График I.

Динамика показателей естественного движения населения России за 1940-1999 годы

К новому спаду, который по логике развития демографических волн - повторение через каждые 20 лет - должен был начаться примерно в середине 80-х годов, страна подготовилась, приняв специальное постановление Совета Министров СССР "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» от 24 апреля 1981 г. Результаты такого рода решений, как показывает зарубежный опыт, обычно сказываются м первые несколько лет, ибо реализуются так называемые отложенные намерения женщин, желающих иметь детей. Затем же снова наступает спад, но показатель рождаемости сохраняется на более высоком уровне. Так и случилось: уже в 1982 г. в России родилось 16,6 на тысячу человек населения, в 1983 г. - 17,5, но уже в 1984-1985 гг. отмечен небольшой спад.

Перестройка вначале, несомненно, вселила новые надежды, и к тому же июльский указ 1985 г., что бы о нем ни говорили, значительно сократил массовое пьянство. Оба этих фактора способствовали в первые два года быстрому взлету рождаемости: с 16,5%о в 1985 г до 17,2%о в 1986 г. и 17,1%о в 1987 г. - во многом за счет рождений вторых и третьих детей в семьях при сокращении интервалов между первыми и вторыми родами. Опять реализовались отложенные намерения женщин. Кстати, по тем же причинам в эти же годы значительно снизились показатели смертности - с 11,3%о в 1985 г. до 10,4%о в 1986 г. и 10,5%о в 1987 г Незначительно возросла продолжительность жизни, особенно у мужчин, за счет снижения числа несчастных случаев в быту и на производстве. Естественный прирост возрос с 5,2 %о в 1985 году до 6,6 %о в 1987 г.

Страницы: 1 2


Отклоняющееся поведение в разрезе микросоциума
Поведение ребенка может быть нормальным, если взаимодействие его со средой "адекватно отвечает потребностям и возможностям его развития и социализации при адекватном учете данной средой его индивидуальности в ее динамических возрастн ...

Технологии социальной работы как учебной дисциплины.
Когда социальная работа выступает в форме цикла учебных дисциплин, ее технологии являют собой не только знания, но и умения информационного и обучающего характера. В учебном процессе по подготовке работников в сфере социальной работы обра ...

Социология и другие общественные науки
Каково же место социологии в системе общественных наук? Как соотносится социология с другими, родственными ей науками? Социология – относительно молодая, непрерывно развивающаяся наука. Этим объясняется множественность подходов к определ ...

Поиск
Новое