Социальные группы и общности

Социологическая информация » Основы социологии » Социальные группы и общности

Социальные группы и общности - это такие объединения людей, которые способствуют удовлетворению потребностей этих людей в результате совместных действий. Люди осознанно объединяются, реально понимая, что совместными усилиями они добьются больших результатов, нежели каждый в отдельности. В любом обществе есть много таких групп и общностей. Есть три основных признака, определяющих суть этих объединений:

1) группы и общности - это органически целостный механизм;

2)устойчивость и определенность границ таких объединений - стабильность существования;

3) в группах и общностях существуют определенные социальные отношения, которые определяют социальные ценности определенных масс людей.

Но все же необходимо разграничивать понятия «социальная группа» и «социальная общность».

Социальные группы более стабильны устойчивы, сплоченны и однородны, нежели социальные общности. Для социальных общностей характерны неустойчивость состава, неопределенность границ. По количественному составу они могут быть от двух и до бесконечности числа людей;

по продолжительности существования - от нескольких минут и до столетий; по сплоченности - от аморфных образований до коллектива. Примером социальных общностей являются политические движения, спортивные, любительские объединения.

Можно сделать вывод, что не любое сплочение и объединение людей можно назвать социальной группой. Поэтому такие объединения - кратковременные, неустойчивые (толпа, очередь) - называют квазигруппами.

Разные социологи рассматривали социальные группы. Р. Мертон выделял три важных признака социальной группы:

1. взаимодействие людей в этом объединении;

2. понимание людьми своей принадлежности к определенной группе;

3. признание принадлежности других людей к этой группе.

Социальные группы (общности) по численности бывают: малые (2-15 человек) и большие. Малые группы, несмотря на свой малочисленный состав, очень устойчивы, ее члены имеют процент совпадения норм и ценностей. Большие социальные группы носят и непосредственный, и опосредованный характер (территориальные, национальные). Можно сказать, что размер группы влияет на их функционирование.

Также существуют первичные (семья, друзья) и вторичные (политические, экономические) социальные группы. Первичные характеризуются межличностным взаимодействием, а вторичные - безличностным, которое направлено на достижение конкретных целей этой группы людей. И хотя в современном мире все больше возрастает господство вторичных групп, первичные все равно играют очень важную роль.

По социальному положению различают следующие социальные группы:

* социально-классовые;

* социально-демографические (мужчины, женщины, дети, родители);

* этносоциальные (нации, племена);

* социально-территориальные (город, деревня);

* социально-профессиональные и др.

В некоторых обществах большую роль играют религиозные группы.

Существует великое множество социальных групп и общностей, и их особые свойства проявляются при взаимодействии с другими элементами общественной структуры - социальными институтами и организациями.


Досуг и отдых: необходимость социологического изучения
Здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических нарушений (Устав ВОЗ, 1948). Формирование здорового образа жизни путем создания благоприятных условий жизнедеятельности ...

Основные характеристики и графические изображения вариационного ряда.
1. Составной частью сводной обработки данных статистического наблюдения является построение рядов распределения. Цель его – выявление основных свойств и закономерностей исследуемой статистической совокупности. В зависимости от того, являе ...

Социология и экономика
Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь, стремится разработать модели экономического поведения ...

Поиск
Новое