Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания

Социологическая информация » Предмет и объект социологии » Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания

Анкетирование – самый распространенный в социологии метод опроса. Анкета – размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Опрашиваемые рассматриваются в качестве объекта исследования. Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Анкетой, называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ней применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней.

Основные виды анкетного вопроса – открытые и закрытые вопросы. В открытых вопросах после текста вопроса социолог оставляет место и просит сформулировать свое мнение. Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Такая форма вопроса в значительной степени сокращает время для заполнения анкеты и ее подготовки для обработки на ЭВМ. Закрытые вопросы могут быть альтернативными и неальтернативными. Альтернативные вопросы предполагают возможность выбора респондентом только одного ответа. Неальтернативные вопросы допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов. Полузакрытая форма вопроса употребляется в ситуациях, когда социолог не уверен в полноте известных ему вариантов ответов и предоставляет респонденту возможность самому дополнить их. Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Зарытые вопросы легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытые – используются там, где эти знания ограничены и исследование проводится с разведывательной целью.

Одним из наиболее распространенных видов опроса является анкетирование. Анкетирование − метод опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником желательной информации, опосредуется анкетой. Анкета − упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа. Вопросы могут быть открытыми, когда от респондента требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов.

Качество анкеты определяется степенью соблюдения двух основных условий:

1) формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, то есть обеспечивать получение информации именно об изучаемом признаке;

2) формулировка должна соответствовать возможностям респондента как источника информации, то есть вопросы не должны предъявлять непосильных требований к респонденту, к его памяти, аналитическим возможностям, к его представлениям о чувстве собственного достоинства.

Помимо анкетирования применяется метод интервьюирования. В основе интервью − беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы в определенной последовательности и с заданными формулировками. Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы бланка-интервью к возможностям отвечающего. В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное. Формализованное − означает строгую регламентацию общения интервьюера и респондента детально разработанным вопросником и инструкцией. Фокусированное - имеет своей целью сбор мнений оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы. Вопросы хотя и подготавливаются заранее, но могут задаваться в любой последовательности и в иной формулировке. Главное здесь − получить информацию по каждому вопросу. Свободное интервью проводится без заранее заготовленного опросника или плана беседы, определяется только тема интервью. Информация, полученная таким образом, уникальна и обрабатывается не статистически, а с помощью традиционных методов анализа документов.


Становление и развитие классической социологии
Социология — наука об обществе или учение об обществе, а впервые этот термин употребил О. Конт, который большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления. Объектом и предметом социологии является общество и вся обществ ...

Приложения
Приложение А Таблица 1. Принципиальная схема взаимодействия основных институтов социальной политики [41, с.96] Институты социальной политики Результат деятельности Основные потребители результат Непрофильные Законодат ...

Предмет права социального обеспечения
Как известно, предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграни ...

Поиск
Новое