Модель социальной работы в технологиях КДН.
Страница 2

Результаты социологического обследования показали, что:

1) большинство родителей {93%} использует метод убеж­дения, 82% применяют ласку, но 42% прибегают к приказам, строгим наказаниям и 27% используют запрещенный законом прием - физическое наказание;

2) деятельность родителей по воспитанию детей занимает 3-4 место после просмотра TV, занятий домашним хозяйством (у женщин) и чтением (у мужчин);

3) отношение родителей к учебе ребенка заключается в основном в поверхностном контроле, а помогают детям лишь 22%; 14% вообще устраняются от контактов, считают, что учеба - дело ребенка.

Аналогичные отношения имеются между школьными учителями и подростками (92, с.41-44).

Таким образом существует две полярные позиции - стилей взаимоотношений педагогов и родителей с подростками.

Авторитарный, командно-административный стиль отношений, наблюдавшийся у 51% обследованных, характеризуется:

· педагогическим авторитаризмом: воспитатель единоличный субъект процесса, воспитуемый объект, "бездуховный винтик";

· командно-приказной дисциплиной: учитель, родитель командир, единоначалие в классе, подростки подчиненные;

· непониманием учителем причин поведения подростка, его психического состояния, его сил и слабостей, радостей и тревог;

· подавлением инициативы и самостоятельности учащихся в школе, дома, во внеклассной и общественной работе;

· нарушением педагогической этики и педагогического такта в общении с учениками (предвзятость, нетерпимость, недоверие, лицемерие, несправедливость, грубость);

· монополией учителя и родителей на оценивание дея­тельности учащихся, негативизмом педагогических воздей­ствий (исправление недостатков, а не поощрение достоинств);

· антигуманной верой в принуждение и наказание как панацею от всех нарушений и отклонений в поведении под­ростков.

Ответными реакциями подростков являются; страх перед наказанием, тревожность, депрессия, слепая исполнительность, подчинение, конформизм, безынициативность, социальная пассивность, притворство, стремление к обману воспитателя, подхалимство, сопротивление командованию, насилию, агрессивное поведение, недоразвитие таких качеств личности, как честность, совесть, стыд.

Либеральный стиль (стиль чрезмерной опеки - 14%) ха­рактеризуется:

· существованием определенного "барьера" между семьей, школой и реальной жизнедеятельностью детей, изоляцией, отстранением подростков от жизни взрослых, от общественного производства, фактическим освобождением подростков от систематического общественно-полезного и производительного труда, ограничением деятельности подростков лишь функциями потребления, строгой регламентацией этого потребления, -сведением к минимуму поля проявления и самоутверждения личности, ограничением рамками учебы;

· подменой взрослыми функций подростков в их обще­ственных организациях, боязнью предоставить воспитанникам самостоятельность.

Как ответные реакции у подростков появляются:

- иждивенчество, эгоизм потребителя, безответственность; отчуждение, пренебрежительное отношение к физическому труду, к черновой работе, вседозволенность, заторможенность взросления . подростков, инфантильность; отсутствие самостоятельности, безынициативность, ленность; недоразвитие важнейших нравственных качеств личности: чувства достоинства, чести, свободы, общественной активности.

Страницы: 1 2 3 4


Образование как социальный институт: понятие, его структура и функции
Социология образования − раздел социологической науки, который изучает закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальную политику в области образ ...

Правовые основы социальной защиты пожилых людей в Российской Федерации
Проведение социальных реформ сопровождается бурным развитием законодательства. Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 года, всенародно провозгласила социальные права граждан статьей 39 на «социальное обеспе ...

Проблемы геронтологии
Процесс постарения населения, связанный с успехами медицинских и социальных наук, неуклонно наращивает темпы в большинстве стран Европы, в том числе в России. Уже сейчас во многих регионах люди в возрасте старше 60 лет составляют более 25 ...

Поиск
Новое