Основные методы сбора социологической информацииСтраница 1
Методы социологического исследования (конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, используемые исследователями при изучении того или иного объекта) условно можно разделить на две группы: общесоциологические, и конкретносоциологические.
Общесоциологические методы позаимствованы социологами преимущественно из других наук: философии, истории, биологии. Наиболее важными среди них являются: 1) исторический (основан на принципе историзма и предполагает анализ любого социального явления или процесса с учетом предшествующих им и опосредовавших их процессов и явлений); 2) сравнительный (основан на принципе сравнительного анализа и предполагает использование данных о жизни, состоянии и тенденциях развития конкретных сфер деятельности общества, данных аналогичных социологических исследований, а также свидетельств этнографов, историков, политологов, материалов официальной статистики; 3) институциональный (изучение социальных институтов и их функций в социальной структуре общества); 4) бихевиористский (от англ. behaviour – поведение) (учет особенностей социального поведения общностей и индивидов); 5) психологический (учет индивидуальных и групповых психологических особенностей при анализе социальных феноменов); 6) системный (основан на принципе системного анализа и предполагает изучение объекта исследования в рамках определенной социальной системы, выявление структуры составляющих его элементов, внутренних связей и отношений между ними).
Конкретносоциологические методы:
1.
Метод опроса имеет две разновидности: интервьюирование и анкетирование.
Интервьюирование – беседа исследователя (интервьюера) с представителем исследуемой совокупности (респондентом) по заранее намеченному плану (на основе заранее подготовленного вопросника). Виды интервьюирования: 1) свободное интервью – беседа, как правило, без плана и заранее сформулированных вопросов (применяется на начальной стадии исследования); 2) глубинное интервью – применяется для изучения мнения общественности по определенному кругу вопросов; 3) фокусированное (направленное) интервью – изучение общественного мнения по конкретному факту (явлению или процессу).
Анкетирование – изучение общественного мнения с помощью специального вопросника (анкеты), на которую респондент отвечает без участия интервьюера. Важнейшим преимуществом анкетирования перед интервьюированием является возможность широкого охвата исследуемой аудитории (анкеты распространяются по почте, публикуются в печати, размещаются в Internet).
При проведении анкетирования большое значение имеет качественная подготовка анкеты. Она должно соответствовать ряду требований: 1) содержать перечень вопросов, для ответа на которые требуется не более 40 минут (утомляясь, респондент утрачивает интерес к исследованию и дает менее полные ответы); 2) включать сравнительно простые вопросы, понятные всем респондентам без исключения; 3) располагать вопросы в порядке: от менее сложных – к более сложным – и вновь менее сложным; 4) формулировать и располагать в анкете вопросы таким образом, чтобы респонденту было интересно на них отвечать; 5) вначале следует вопросом установить факт (например, что респондент был женат), и только затем определить оценку данного факта ("Как Вы относитесь к браку?"). Типы вопросов анкеты: 1) открытые (респондент отвечает на них по своему усмотрению); 2) закрытые (даны варианты ответов: "да", "нет", "не знаю"); 3) полузакрытые (варианты ответов дополнены свободной строкой: "другое…", где респондент может вписать свой вариант ответа); 4) прямые (устанавливают наличие или отсутствие факта: "В России существует наркомания?"); 5) косвенные (определяют мотив поведения, мнения: "Почему люди склонны к употреблению наркотиков?"); 6) личные ("Вы употребляете наркотики?"); 7) безличные ("Нужно ли бороться с наркоманией?").
Сфера здравоохранения
Трансформация советской экономической системы, переход на принципиально иные - рыночные - рельсы затронул не только производственную, но и непроизводственную сферу - здравоохранение, образование, науку, культуру. Созданная за предшествующ ...
Воздействие норм
Рассмотрим сам механизм воздействия норм на возможное поведение участников конфликта. Правовая норма, как и любая другая социальная норма, воздействует на поведение людей по нескольким каналам (или линиям). Во – первых, она оказывает инфо ...
Личность как субъект политики
Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”. Понятие “человек” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качест ...