Управленческий аспект профилактики наркотизацииСтраница 2
Рисунок 6 - 3 этап социальной технологии профилактики наркотизации
![]() |
Четвертый этап, показан на рисунке 7, выполняет контрольную функцию по отношению к эффективности самой технологии профилактики наркотизации.
![]() |
Рисунок 7 - 4 этап социальной технологии профилактики наркотизации
Для построения программы социальной технологии профилактики наркотизации необходимо использовать социальные показатели наркотизации - это такие качественно-количественные характеристики объекта, которые отражают меру приближения объекта к необходимому нормальному состоянию. [55, с. 197] Иными словами, для осуществления профилактики необходима методически правильно проведённая оценка существующей практики и потребностей или нужд в конкретном регионе, причём следует использовать как имеющиеся сведения (медицинскую и криминальную статистику, данные проведённых ранее исследований), так и проводить свои специальные исследования.
Профилактические программы нельзя ни начинать, ни проводить, ни оценивать без мониторинга показателей наркотической ситуации, а также показателей, более быстро возникающих в процессе реализации такой программы.
Так как население является не только объектом профилактической работы, но и субъектом, его необходимо активно вовлекать в этот процесс. С этой целью должен проводиться научно обоснованный маркетинг профилактической программы (определение потребности населения в профилактике, приоритетных каналов информации для её проведения, социальных институтов которые необходимо с этой целью задействовать). Определяться должны также "мишени" профилактики - социальные группы, в отношении которых должен осуществляться дифференцированный методологический подход, а именно:
"потенциальные потребители" наркотиков (главным образом школьники младших и средних классов), требующие, в силу своего возраста, мер исключительно первичной профилактики.
"эпизодические и случайные потребители" наркотиков, так как эту группу, требующую вторичной профилактики, практически невозможно изолировать от тех, кто воздерживается от употребления наркотиков, в отношении них следует проводить меры смешанного характера.
группы населения, которые выполняют по отношению к потенциальным потребителям функции обучения и контроля, т.е. в первую очередь родителей, учителей, врачей. Эти группы нуждаются в восполнении информационных пустот либо в замене сформированных ранее стереотипов на достоверную информацию об аддиктивных веществах. Также эта группа требует обучения хотя бы элементарным навыкам профилактики.
"регулярные потребители" с полностью сформировавшейся наркоманией и близкие им люди (родители, друзья и т.д.). Эта группа требует, кроме лечебного вмешательства, мер реабилитации, ресоциализации и адаптации.
Важной частью оценки наркотической ситуации является определение ресурсов, которые могут быть использованы в проведении антинаркотических профилактических программ. Необходимо определять: кто из возможных партнёров и сколько ресурсов может затратить на профилактику наркотизации.
Социальные воздействия, лежащие в основе социальных технологий, по их направленности можно разделить на: целевое ориентирование, которое обеспечивает упорядочивание деятельности за счёт придания ей цели; изменение цели деятельности; изменение формы; изменение масштабов; изменение темпов или изменение интенсивности деятельности [56, с.212]. Безусловно, социальная технология представляет собой формализацию деятельности, предполагающей существование процедур, которые должны быть выполнены субъектом, но при этом формализация имеет и содержательный смысл, который должен быть субъектом понят в форме цели деятельности. Цель деятельности может быть понята в четырёх основных смыслах: как назначение деятельности в некоторой социальной системе, как желаемый или предполагаемый её результат, как проект деятельности, обеспечивающий достижение некоторого результата и как субъективный смысл деятельности, интерес, потребность, мотив для конкретного субъекта. [57, с.245]
Основные показатели социальной мобильности
Основными показателями социальной мобильности в России являются показатели географической мобильности, которые в настоящее время представлены миграционными процессами.
В конце XX века наблюдалось значительное и постоянное увеличение масш ...
Глобализация и сфера образования
Глобализация является многогранным процессом, который затрагивается все стороны жизнедеятельности мирового социума, все страны и континенты, людей различных национальностей, рас и вероисповеданий. Образование также не могло не испытать на ...
Необходимые условия для активизации женского движения
В современной России происходит усиление гендерной стратификации (социального неравенства по признаку пола).
Существует формальное (юридическое) признание равенства прав мужчин и женщин, но не разработаны механизмы, ведущие к реализации ...


