Предмет и объект социологии

Впервые в научный оборот понятие социологии было введено французским мыслителем Огюстом Контом в 1839г.

Социология ( от лат. общество и греч. - слово, понятие, учение) − наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей. В настоящее время социология трактуется как одна из составных частей обществознания. Если считать, что социология − наука об обществе, социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и их деятельности. Большинство социологов различают три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, электрические социологические исследования.

Объектом социологического знания является общество. Объектом социологической науки выступает социальная реальность. Особой отличительной чертой этой реальности М. Вебер определил осознанное взаимодействие людей: «ожидание ожидания ожидания». Человек с достаточной уверенностью ожидает, что другие люди от него ожидают и готовы отреагировать на его действия так, как он ожидает.

И в этом отношении все социологи солидарны, что же касается предмета социологии − то здесь мнения ученых расходятся. О.Конт считает, что социология − это позитивная наука об обществе, способствующая рациональной организации общественной жизни. Другой основоположник социологии − австрийский ученый М.Вебер писал, что предмет социологии − социальные действия, которые она должна понимать и объяснять. До настоящего времени ведутся дискуссии учеными, представителями разных школ и направлений о предмете социологии, и одного единого мнения по этому вопросу до сих пор нет.

Общество − объект изучения многих наук, которые имеют каждая свой предмет исследования. В общем виде − объектом изучения является все то, на что направлена деятельность исследования, то, что противостоит деятельности исследования. В социологии − это та объективная и субъективная реальность, которая нас окружает.

Предмет изучения социологии − это особенные, специфические законы и закономерности.

Предметом социологии является социальное − как специфический аспект всех сфер жизнедеятельности общества.

В широком смысле «социальное» − все, что можно отнести к человеческому обществу, в узком − особая сфера общественных отношений, которая характерна для различных групп людей, как носителей разных видов деятельности.

Социология изучает специфические социальные законы и закономерности зарождения, формирования, становления, развития социальных систем, механизмы действия этих законов и закономерностей, форм их проявления в жизнедеятельности людей.

Также социология изучает различные социальные системы и структуры, взаимодействия, взаимоотношения, взаимообусло¬вленности, которые возникают в этих системах. Социология раскрывает роль отдельных личностей в обществе и в отдельных социальных системах, анализирует процессы функционирования различных структур и систем, определяет роль сознания и сознательной деятельности личности.

Процессы функционирования общества подчинены многочисленным социальным законам, на которые деятельность людей может повлиять непосредственно или опосредовано.

Социолога интересуют следующие принципиальные вопросы:

•в каком направлении и каким образом общество (его структура и институты) влияют и определяют поведение людей;

•каким образом из опроса отдельных людей получить социальный портрет типичного представителя своей группы.

Объект социологии − социальная реальность, которая изучается специальными методами, чтобы повысить уровень стабильности общества. Предмет − это тот ракурс, под которым исследуется социальная реальность (под углом функционирующих ролей и статусов, групп и институтов, социальных отношений и типов культуры).


Интеллектуальная эпоха
Поскольку интеллектуальная эпоха находится на начальном этапе формирования, то целесообразно проследить этот период у предшествующих эпох. Становление аграрного общества связано с историческим центром одомашивания животных и выведения кул ...

Технологии социального оздоровления и социальная работа воспитанников детских домов
К наиболее часто встречающимся проблемам медицинского характера30 воспитанников детского дома можно отнести следующие проблемы: - Связанные со здоровьем (общая соматическая ослабленность; хронические заболевания различной этиологии, созд ...

Теория А. Маслоу
Абрахам Маслоу разработал теорию мотивации,в основу которой он поставил пирамиду потребностей. Эта теория объясняет как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы приводятся в действие, как осуществляется м ...

Поиск
Новое