Природа метода опроса в социологическом исследовании. Сущность и значение метода опроса

Социологическая информация » Преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом » Природа метода опроса в социологическом исследовании. Сущность и значение метода опроса

Опрос представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного (анкетирования) или непосредственного (интервью) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из целей и задач исследования.

Опрос занимает важное место в социологических исследованиях. Его основное назначение состоит в получении социальной информации о состоянии общественного, группового, коллективного, индивидуального мнения, а также о фактах, событиях, оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается 70% информации. Опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Этот метод особенно важен в исследовании социальных процессов и явлений, малодоступных непосредственному наблюдателю, а также в случаях, когда изучаемая сфера слабо обеспечена документальной информацией.

Опрос, в отличие от многих других методов социологических исследований, позволяет уловить через систему формализованных вопросов не только акцентированные мнения респондентов, но и нюансы, оттенки их настроения, структуры мышления, выявить роль интуитивных моментов в их поведении.

Многие считают опрос наиболее простым и доступным методом сбора первичной социологической информации. И в этом утверждении есть значительная доля истины. Оперативность, простота, экономичность этого метода делают его популярным и приоритетным по сравнению с другими методами социологических исследований. Однако эта простота и доступность нередко являются кажущимися. Вся проблема состоит не в проведении опроса как такового, а в получении качественных данных опроса. Для этого необходимы определенные условия, соблюдение определенных требований.

К числу главных из них (что проверено практикой социологических исследований) можно отнести:

- наличие надежного инструментария, обоснованного программой исследования;

- создание благоприятной, психологически комфортной обстановки опроса, что далеко не всегда зависит только от подготовки и опыта лиц, проводящих его;

- тщательная подготовка социологов. Они должны обладать высоким интеллектуальным быстродействием, тактом, умением объективно оценивать свои недостатки и привычки, что прямо сказывается на качестве опроса, знать типологию возможных ситуаций, тормозящих проведение опроса или провоцирующих респондентов на неточные или неверные ответы, опытом составления анкет по социологически корректным методикам, позволяющим перепроверять достоверность ответов и т. д.

Соблюдение указанных требований и их значимость во многом предопределяются видами опроса. Поскольку опрос представляет собой в первую очередь общение социолога и опрашиваемого (респондента), то, в зависимости от характера этого взаимодействия, различают два основных вида опроса: анкетирование и интервью, каждый из которых имеет свои многочисленные разновидности. Рассмотрим их основные виды.

Социологический опрос - это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего интересующих данных в форме ответов на поставленные вопросы. Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.


Теория модернизации
"Теория модернизации" - такое наименование получила концепция, возникшая в 70-е гг. XX столетия. Так же как теория постиндустриального общества и концепция третьей волны, теория модернизации направлена на выявление последователь ...

Эпохальный подход
Эпохальность нового общества просматривается в проведенных исследований за прошедшие полвека. Экономическое формирование новой эпохи отмечается выделением новой сферы хозяйственной деятельности (можно рассматривать как очередное разделени ...

Социально-педагогическая работа с многодетными семьями
Любая деятельность начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно осуществить целеполагание, прогнозирование, планирование и организацию работы. Многодетную се ...

Поиск
Новое