Становление педагогики толерантности в зарубежной и отечественной науке
Страница 1

Социологическая информация » Проблемы толерантности в современном обществе » Становление педагогики толерантности в зарубежной и отечественной науке

Педагогические идеи толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. Так, представителями свободного воспитания в лице Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстого, К.Н. Венцеля неоднократно высказывались идеи, близкие к идеям толерантности.

Взгляды Ж.-Ж. Руссо пронизаны доверием к личностному развитию ребёнка, представлением ему полной свободы, которые возможно идеально осуществить в изоляции от общества. Взрослому отводились вторые роли при активной роли ребёнка. В своём программном произведении «Эмиль, или О воспитании» Ж.-Ж. Руссо определяет одну из важных задач воспитания – воспитание добра посредством воспитания добрых суждений, чувств, воли. Ж.-Ж. Руссо категорично отказывался от наказаний, грубых воспитательных воздействий. Несколько похожи взгляды М. Монтессори, которая актуализирует идеи свободы в личностных проявлениях ребёнка. Активная роль принадлежит самостоятельности детей. Роль взрослого заключается в наблюдении и невмешательстве в естественное развитие ребёнка: «…руководительница должна прилагать все усилия, чтобы не нарушить принцип свободы ребёнка. Вызвав с его стороны малейшее усилие, она уже не сумеет разобраться в самопроизвольной деятельности ребёнка …нельзя настаивать, повторяя урок, нельзя давать почувствовать ребёнку, что он не ошибся или не понял, потому что этим она заставит сделать его усилие – понять и тем самым нарушить то естественное состояние его» [22, c.382]. Таким образом, педагогические воззрения М. Монтессори отличаются доверием и деликатным отношением к психическому самочувствию детей, бережному безманипулятивному воздействию со стороны педагога.

Показательны с точки зрения деликатного отношения к личностному развитию ребёнка педагогические идеи Л.Н. Толстого. Он выступает за уважение прав ребёнка, провозглашая принципы народности, гуманности, демократизма. Данные принципы призван обеспечить учитель. Л.Н. Толстой большое значение отводит личностным и нравственным качествам педагога, среди которых ведущее место принадлежит любви к детям и избранному творчеству педагогической стези. Л.Н. Толстой высказывался категорически против принуждения, жёстких дисциплинарных воздействий: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель» [46, c.95].

Принципиальное значение для педагогики толерантности имеют взгляды известного русского педагога К.Н. Вентцеля. В них провозглашаются принципы максимального развития творческих возможностей ребёнка на основе уважения его личности и представления свободы в действиях и желаниях. К.Н. Вентцель был противником принуждающего воздействия. В своей основной работе «Идеальная школа будущего и способы её осуществления» К.Н. Вентцель по сути провозглашает один из принципов толерантности через «развитие воли путём свободного действия и путём самостоятельного творчества, потому что воля является фактором душевной жизни» [4, c.429]. К.Н. Вентцелем предложено несколько новаторских для педагогики той поры идей: написание ребёнком своего учебника, где соединялись бы его знания, активная позиция ребёнка как исследователя, маленького искателя истины; совершенствование учения.

Особый интерес с точки зрения внедрения в педагогическую практику принципов толерантности отводится и вальдорфской педагогике. Один из принципов обучения и воспитания ребят, создания вальдорфской системы в целом, нравственного свойства воспитателей носит название терпимости; в своё время провозглашённый Р. Штейнером и имеющий продолжение у его последователей.

Страницы: 1 2 3 4


Организация социальной работы с бездомными женщинами. Отечественный и зарубежный опыт социальной работы с бездомными женщинами
Социальная работа с бездомными в нашей стране коренным образом отличается от социальной работы в высокоразвитых зарубежных странах. В России не только отсутствует нормативно-правовая база в отношении бездомных и статистический учет, но и ...

Общая площадь жилых помещений
Общая площадь жилых помещений приходящаяся в среднем на одного жителя, к.в. метров ...

История женского движения в России
Предыстория русского женского движения берет начало в 18 в. и коренится во влиянии на русское общество идей Великой Французской революции 1789г. и идей Просвещения. Передовое русское общество следило за событиями во Франции, где в общем ...

Поиск
Новое