Становление педагогики толерантности в зарубежной и отечественной науке
Страница 1

Социологическая информация » Проблемы толерантности в современном обществе » Становление педагогики толерантности в зарубежной и отечественной науке

Педагогические идеи толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. Так, представителями свободного воспитания в лице Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстого, К.Н. Венцеля неоднократно высказывались идеи, близкие к идеям толерантности.

Взгляды Ж.-Ж. Руссо пронизаны доверием к личностному развитию ребёнка, представлением ему полной свободы, которые возможно идеально осуществить в изоляции от общества. Взрослому отводились вторые роли при активной роли ребёнка. В своём программном произведении «Эмиль, или О воспитании» Ж.-Ж. Руссо определяет одну из важных задач воспитания – воспитание добра посредством воспитания добрых суждений, чувств, воли. Ж.-Ж. Руссо категорично отказывался от наказаний, грубых воспитательных воздействий. Несколько похожи взгляды М. Монтессори, которая актуализирует идеи свободы в личностных проявлениях ребёнка. Активная роль принадлежит самостоятельности детей. Роль взрослого заключается в наблюдении и невмешательстве в естественное развитие ребёнка: «…руководительница должна прилагать все усилия, чтобы не нарушить принцип свободы ребёнка. Вызвав с его стороны малейшее усилие, она уже не сумеет разобраться в самопроизвольной деятельности ребёнка …нельзя настаивать, повторяя урок, нельзя давать почувствовать ребёнку, что он не ошибся или не понял, потому что этим она заставит сделать его усилие – понять и тем самым нарушить то естественное состояние его» [22, c.382]. Таким образом, педагогические воззрения М. Монтессори отличаются доверием и деликатным отношением к психическому самочувствию детей, бережному безманипулятивному воздействию со стороны педагога.

Показательны с точки зрения деликатного отношения к личностному развитию ребёнка педагогические идеи Л.Н. Толстого. Он выступает за уважение прав ребёнка, провозглашая принципы народности, гуманности, демократизма. Данные принципы призван обеспечить учитель. Л.Н. Толстой большое значение отводит личностным и нравственным качествам педагога, среди которых ведущее место принадлежит любви к детям и избранному творчеству педагогической стези. Л.Н. Толстой высказывался категорически против принуждения, жёстких дисциплинарных воздействий: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель» [46, c.95].

Принципиальное значение для педагогики толерантности имеют взгляды известного русского педагога К.Н. Вентцеля. В них провозглашаются принципы максимального развития творческих возможностей ребёнка на основе уважения его личности и представления свободы в действиях и желаниях. К.Н. Вентцель был противником принуждающего воздействия. В своей основной работе «Идеальная школа будущего и способы её осуществления» К.Н. Вентцель по сути провозглашает один из принципов толерантности через «развитие воли путём свободного действия и путём самостоятельного творчества, потому что воля является фактором душевной жизни» [4, c.429]. К.Н. Вентцелем предложено несколько новаторских для педагогики той поры идей: написание ребёнком своего учебника, где соединялись бы его знания, активная позиция ребёнка как исследователя, маленького искателя истины; совершенствование учения.

Особый интерес с точки зрения внедрения в педагогическую практику принципов толерантности отводится и вальдорфской педагогике. Один из принципов обучения и воспитания ребят, создания вальдорфской системы в целом, нравственного свойства воспитателей носит название терпимости; в своё время провозглашённый Р. Штейнером и имеющий продолжение у его последователей.

Страницы: 1 2 3 4


Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления
Анкета − упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа. Вопросы могут быть открытыми, когда от респондента требуется в свободной форме выразить свое мнение, ...

Форма социального движения – революция
Социальная революция − способ перехода от исторически изжившей себя эпохи к более прогрессивной; коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества. Вопрос о роли революций в общественном развитии является предмет ...

Предмет права социального обеспечения
Как известно, предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграни ...

Поиск
Новое