Малообеспеченность в России: динамика и причины возникновения
Страница 1

Социологическая информация » Социальная работа в предотвращении бедности » Малообеспеченность в России: динамика и причины возникновения

Для России эта цель может быть сформулирована, как преодоление бедности. [3]

По данным Госкомстата РФ, в III квартале 2006 г. численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, установленного в целом по Российской Федерации, составила 31,2 млн чел. (21,9%).

Бедное население распределено по территории страны неравномерно, имеет место резкая поляризация. Так, по данным за 2006 г. в Агинском Бурятском, Усть-Ордынском Бурятском АО, а также в Республике Ингушетия уровень бедности составлял 70-80%. В то же время в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО он был равен лишь 8-16%.

Основные факторы, формирующие малообеспеченность, можно объединить в три группы:

а) низкий уровень оплаты труда (одна треть работников имеют заработки ниже прожиточного минимума), безработица и неплатежи. Эти факторы формируют так называемых "новых бедных";

б) низкий уровень пенсионного обеспечения (одна треть пенсионеров имеют пенсии ниже прожиточного минимума);

в) высокая демографическая нагрузка в семьях многодетных, одиноких матерей, а также при наличии инвалидов. Это так называемые традиционные бедные.

Очевидно, что главные стратегии преодоления бедности выстраиваются по векторам факторов ее формирования. Самым эффективным из них является увеличение занятости и самозанятости через развитие малого предпринимательства. Здесь существенную роль могут сыграть местные органы власти, обеспечивая весь комплекс условий создания и деятельности малого бизнеса. Значимое место принадлежит и неправительственным некоммерческим организациям.

Следует специально отметить, что роль отдельных факторов преодоления бедности в различных субъектах федерации далеко не одинакова. Существенное отличие связано с особенностями занятости. В кризисных регионах установился высокий уровень безработицы: Ингушетия - 44%, Агинский Бурятский АО - 25%, Республика Дагестан - 24%, Республика Тыва - 21%.

Сказанное означает, что в каждом регионе должна быть разработана специальная Программа преодоления бедности с привлечением негосударственных и общественных организаций.

Прогнозы Института социально-экономических проблем народонаселения на 2010 г. показали, что проблема преодоления бедности будет решена, если средняя величина доходов населения за период с 2000 до 2010 г. вырастет в 3,5 раза, а дифференциация доходов снизится на 30%.

Бедность существует во всех странах, даже в Соединенных Штатах. До 1992 года мы использовали не термин «бедность», а понятие «малообеспеченность». Можно сказать, что это одно и то же, но рассчитывались они по-разному. И «черта бедности», принятая в 1992 году, оказалась в два раза ниже «малообеспеченности». Раньше это было 130 рублей, а стало 65. Если бы мы использовали предыдущую метрику, то у нас бедных было бы в два раза больше. Именно по этой причине в некоторых публикациях тех лет можно увидеть цифру 70—80% бедных. Но признать, что у нас 80% бедных, означало согласиться, что бедна вся страна. Поэтому сформировали так называемый прожиточный минимум на уровне биологического выживания, за чертой которого в 1992 году находилось 40% населения России. Большую часть этого прожиточного минимума занимала продуктовая корзина — целых 70%. Оставалось всего 30% на «неэластичные потребности», то есть те, которые невозможно отложить на завтра: транспорт, ботинки для ребенка. Для сравнения: в развитых странах лишь 10—15% от доходов расходуется на питание.

В 92-м мы считали, что сформированный уровень бедности сохранится на год, максимум на полтора. Но жизнь складывалась таким образом, что эта черта бедности без изменения просуществовала до 2000 года. Уровень жизни, при котором 70% доходов тратится на питание, — это самая настоящая нищета. Всем было ясно, что нельзя сохранять эту черту бедности. И в 2000 году была разработана новая методика построения прожиточного минимума. Он был фактически увеличен на 20%. В результате чего вес продуктовой корзины в расходах в 2000-м стал равен 50%.

К сожалению, в сфере борьбы с бедностью много было неправильных решений. Это прежде всего плоская шкала. У нее много защитников. Но анализ говорит о том, что шкала не дала желаемого эффекта: люди по-прежнему не хотят легализовать свои доходы. Это отражает интересы довольно тонкого слоя — богатых людей. Основная масса населения (80%) проиграла. Если раньше подоходный налог был 12%, то сейчас — 13%. Причем платят даже те, зарплата которых ниже прожиточного минимума. В России одна треть работающих получает заработок ниже прожиточного минимума, и все они платят эти 13%!

А введение единого социального налога затормозило развитие социального страхования. У нас нет социального страхования, а есть большой социальный налог. Например, если мои деньги наша академия перевела в страховой медицинский фонд или пенсионный, то это деньги мои, и, когда я получаю страховку или медицинский полис, это как бы прибавка к моему заработку. А введение налога все перечеркнуло. Деньги, попав в бюджет, становятся как бы общими, там уже распоряжаются ими как хотят, что-то, конечно, перепадает Фонду обязательного медицинского страхования. Кроме того, этот социальный налог взимается по регрессивной шкале.

Страницы: 1 2


Государство как социальный институт. Типы и формы государства
Рассматривая государство как главный политический институт, можно выделить его основные признаки: · наличие публичной власти; · взимание налогов с населения; · наличие территории, где реализуются полномочия государства; · наличие опре ...

Правовые основы социальной защиты пожилых людей в Российской Федерации
Проведение социальных реформ сопровождается бурным развитием законодательства. Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 года, всенародно провозгласила социальные права граждан статьей 39 на «социальное обеспе ...

Формирование и развитие новой российской идентичности: компаративный анализ
Сегодня состояние российского общества можно характеризовать как переходное. Это во многом обусловлено тем, что мы сейчас переживаем кризис идентичности, вызванный резкой сменой политического курса страны, экономическими проблемами и колл ...

Поиск
Новое