Малообеспеченность в России: динамика и причины возникновения
Страница 1

Социологическая информация » Социальная работа в предотвращении бедности » Малообеспеченность в России: динамика и причины возникновения

Для России эта цель может быть сформулирована, как преодоление бедности. [3]

По данным Госкомстата РФ, в III квартале 2006 г. численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, установленного в целом по Российской Федерации, составила 31,2 млн чел. (21,9%).

Бедное население распределено по территории страны неравномерно, имеет место резкая поляризация. Так, по данным за 2006 г. в Агинском Бурятском, Усть-Ордынском Бурятском АО, а также в Республике Ингушетия уровень бедности составлял 70-80%. В то же время в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО он был равен лишь 8-16%.

Основные факторы, формирующие малообеспеченность, можно объединить в три группы:

а) низкий уровень оплаты труда (одна треть работников имеют заработки ниже прожиточного минимума), безработица и неплатежи. Эти факторы формируют так называемых "новых бедных";

б) низкий уровень пенсионного обеспечения (одна треть пенсионеров имеют пенсии ниже прожиточного минимума);

в) высокая демографическая нагрузка в семьях многодетных, одиноких матерей, а также при наличии инвалидов. Это так называемые традиционные бедные.

Очевидно, что главные стратегии преодоления бедности выстраиваются по векторам факторов ее формирования. Самым эффективным из них является увеличение занятости и самозанятости через развитие малого предпринимательства. Здесь существенную роль могут сыграть местные органы власти, обеспечивая весь комплекс условий создания и деятельности малого бизнеса. Значимое место принадлежит и неправительственным некоммерческим организациям.

Следует специально отметить, что роль отдельных факторов преодоления бедности в различных субъектах федерации далеко не одинакова. Существенное отличие связано с особенностями занятости. В кризисных регионах установился высокий уровень безработицы: Ингушетия - 44%, Агинский Бурятский АО - 25%, Республика Дагестан - 24%, Республика Тыва - 21%.

Сказанное означает, что в каждом регионе должна быть разработана специальная Программа преодоления бедности с привлечением негосударственных и общественных организаций.

Прогнозы Института социально-экономических проблем народонаселения на 2010 г. показали, что проблема преодоления бедности будет решена, если средняя величина доходов населения за период с 2000 до 2010 г. вырастет в 3,5 раза, а дифференциация доходов снизится на 30%.

Бедность существует во всех странах, даже в Соединенных Штатах. До 1992 года мы использовали не термин «бедность», а понятие «малообеспеченность». Можно сказать, что это одно и то же, но рассчитывались они по-разному. И «черта бедности», принятая в 1992 году, оказалась в два раза ниже «малообеспеченности». Раньше это было 130 рублей, а стало 65. Если бы мы использовали предыдущую метрику, то у нас бедных было бы в два раза больше. Именно по этой причине в некоторых публикациях тех лет можно увидеть цифру 70—80% бедных. Но признать, что у нас 80% бедных, означало согласиться, что бедна вся страна. Поэтому сформировали так называемый прожиточный минимум на уровне биологического выживания, за чертой которого в 1992 году находилось 40% населения России. Большую часть этого прожиточного минимума занимала продуктовая корзина — целых 70%. Оставалось всего 30% на «неэластичные потребности», то есть те, которые невозможно отложить на завтра: транспорт, ботинки для ребенка. Для сравнения: в развитых странах лишь 10—15% от доходов расходуется на питание.

В 92-м мы считали, что сформированный уровень бедности сохранится на год, максимум на полтора. Но жизнь складывалась таким образом, что эта черта бедности без изменения просуществовала до 2000 года. Уровень жизни, при котором 70% доходов тратится на питание, — это самая настоящая нищета. Всем было ясно, что нельзя сохранять эту черту бедности. И в 2000 году была разработана новая методика построения прожиточного минимума. Он был фактически увеличен на 20%. В результате чего вес продуктовой корзины в расходах в 2000-м стал равен 50%.

К сожалению, в сфере борьбы с бедностью много было неправильных решений. Это прежде всего плоская шкала. У нее много защитников. Но анализ говорит о том, что шкала не дала желаемого эффекта: люди по-прежнему не хотят легализовать свои доходы. Это отражает интересы довольно тонкого слоя — богатых людей. Основная масса населения (80%) проиграла. Если раньше подоходный налог был 12%, то сейчас — 13%. Причем платят даже те, зарплата которых ниже прожиточного минимума. В России одна треть работающих получает заработок ниже прожиточного минимума, и все они платят эти 13%!

А введение единого социального налога затормозило развитие социального страхования. У нас нет социального страхования, а есть большой социальный налог. Например, если мои деньги наша академия перевела в страховой медицинский фонд или пенсионный, то это деньги мои, и, когда я получаю страховку или медицинский полис, это как бы прибавка к моему заработку. А введение налога все перечеркнуло. Деньги, попав в бюджет, становятся как бы общими, там уже распоряжаются ими как хотят, что-то, конечно, перепадает Фонду обязательного медицинского страхования. Кроме того, этот социальный налог взимается по регрессивной шкале.

Страницы: 1 2


Теоретический анализ развития волонтерского движения как субъекта социальной работы. Непрофессиональный уровень социальной работы
Социальная работа существует и реализуется в обществе на профессиональном и непрофессиональном уровнях. К последней относятся различные виды добровольной помощи и взаимоподдержки, которые являются частью жизни отдельных людей и социальной ...

Региональный аспект социальной работы с бездомными женщинами г. Благовещенска. Организационная структура управления и состояние социальной работы с бездомными женщинами в г. Благовещенске
Снижение благосостояния населения, безработица, нестабильность семейного образа жизни, пьянство и другие проблемы влекут за собой рост социального неблагополучия, подрывают общество изнутри. Работа с бездомными людьми, сложившаяся в соци ...

Государственно-правовое регулирование проблем толерантности в современном обществе. Анализ правовых актов по проблемам толерантности
В Декларации о ликвидации всех форм дискриминации на основе религии или убеждений, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 г. говорится о том, что достоинство и равенство присущи каждому человеку и что все государст ...

Поиск
Новое