Опрос в социологическом исследовании и его основные виды
Страница 1

Социологическая информация » Предмет и объект социологии » Опрос в социологическом исследовании и его основные виды

Опрос − это метод сбора данных, при котором исследователь получает информацию непосредственно от представителей населения, отобранных таким образом, чтобы на основании их ответов можно было с достаточной надежностью делать выводы обо всем населении или о какой-то его части. Такая информация может быть получена либо с помощью очного или телефонного интервью, либо с помощью заполнения опрашиваемыми анкет-вопросников, доставленных им по почте или кем-то, проводящим опрос. Лица, которые отвечают на вопросы, называются респондентами. Опрос предоставляет исследователю информацию пяти типов: факты, знания (perceptions), мнения (opinions), отношения (attitudes) и поведенческие отчеты. В разряд фактов биографические сведения о респонденте, которые могут оказаться существенными при интерпретации других данных. К разряду знаний относятся суждения опрашиваемого об окружающем мире, то есть, то, что человек знает о нем. В разряде мнений находятся суждения респондента о его предпочтениях или взглядах на определенные предметы и события. К отношениям причисляют сравнительно устойчивые настроения респондентов и их оценки определенных событий, явлений, людей. Поведенческие отчеты - это утверждения опрашиваемых о том, как они поступают в том или ином случае.

По способу распространения анкет опросы подразделяются на:

· раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее – очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней – заочный раздаточный опрос)

· почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту)

· прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган)

· телетайпные (при этом способе распространение и сбор инструментария и сопровождающих его доков осущся с помощью телетайпно-телеграфной сети).

По типу исследовательских задач опросы бывают :

· глубинный (нацелен на получение поисковой информации)

· фокусированный (собираются данные по конкретной ситуации)

· стандартизированный (нацелен на получение статистической инф-ии)

· социометрический (нацелен на получение инф-ии о взаимоотношениях в малых группах)

По уровню компетентности респондентов различают :

· массовый опрос (мнение неспециалиста по той или иной теме)

· массовый опрос в сотрудничестве с исследователем (предполагает инф-ую помощь респонденту со стороны анкетера в осмыслении анализируемой ситуации)

· симптоматический опрос (достаточное знание у респондента общей информации без глубокого осмысления задач и целей исследования)

· экспертный опрос (опрос специалистов по анализируемой проблеме).

Одним из наиболее распространенных видов опроса является анкетирование. Помимо анкетирования применяется метод интервьюирования.

Разновидностью опроса являются исследовательская беседа, а также экспертный опрос. Исследовательская беседа по форме близка к свободному интервью, характеризуется совместным − исследователя с респондентом − поиском истины, методически близка к экспертному опросу. Метод экспертной оценки применяется в ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно или вообще невозможно выделить объект − носитель проблемы и, соответственно, использовать его в качестве источника информации. Чаще всего такие ситуации связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального явления, процесса; с необходимостью представить состояние интересующего исследователя предмета через один, два, пять и более лет или дать объективную оценку таким сторонам деятельности и качествам людей, по которым их самооценка может оказаться искаженной. Подобная информация может исходить только от компетентных лиц − экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов − экспертными оценками. В наиболее общем виде можно выделить две основные функции экспертного опроса в социологическом исследовании: оценка состояния, включая причины и прогноз тенденций развития различных явлений и процессов социальной действительности. Чем отличается экспертная оценка от информации, получаемой в результате анкетирования? Экспертная оценка стремится к согласованности, единообразию оценок и мнений. Кроме этого, достоверность данных не зависит от большой численности опрошенных, так как, в связи с высокой компетентностью экспертов, мнение даже одного эксперта может оказаться достаточно обоснованным и достоверным.

Страницы: 1 2


Демографическая политика. Ее особенности в разных странах
Демогр пол-ка — целенаправл дея-ть гос органов и иных соц институтов в сфере регул-я В-ва нас-я, призванная сохранить / изменить тенденции динамики его числ-ти и стр-ры. Различают: *прямые гос меры: ограничение / стимул законодат путем ...

Специфика понятий аудитория и публика
Публика — создается для распространения политики в местах сбора людей, наблюдающих за специально организованным зрелищем (концерт, спектакль, художественная выставка, религиозная служба и т. д.). Публика выполняет функцию распространения ...

«Органический рост»
В 1974 г. появился второй доклад Римскому клубу «Человечество у поворотного пункта», выполненный коллективом учёных под руководством М. Месаровича (США) и Э. Пестеля (ФРГ). Значительно превосходя первый доклад по числу вычислений, новый ...

Поиск
Новое