Методы формирования целевой структуры социальной программы
Страница 2

В теории и практике современного управления разработаны формальные, полуформальные и неформальные способы построения целевых структур, которые условно можно свести в три класса: методы натурного эксперимента, экспертные методы и методы моделирования. Наиболее перспективной, на наш взгляд, является последняя группа методов, поскольку с их помощью можно, используя накопленный наукой инструментарий, выявлять и анализировать наиболее существенные связи в системе целей.

Первая попытка построить структуру целей на модельном уровне была предпринята в 1962 г в США для военно-стратегических программ по инициативе вице-президента фирмы «Хониуэлл» Ч. Дэвиса. Она получила название «методика ПАТТЕРН». Главная задача, которая стояла перед разработчиками данной методики, состояла в том, чтобы свести в единую систему военные и научные планы правительства США. Методика опиралась на разработку древовидной структуры целей, была полуформализованной. Ее использование давало возможность проводить анализ сложных проблемных ситуаций, распределять по важности большое количество целей, учитывать влияние на них множества факторов и в том числе принимаемых правительством решений. На наш взгляд, область ее применения может быть более широкой: не только в военно-технической сфере, но также в экономической и социальной.

Исходным в методике ПАТТЕРН является построение дерева целей, которое представляет собой структуру, увязывающую задачи различного уровня и содержания в единую систему по принципу «цель - средство». Процесс формирования данной структуры не может быть полностью формализован, получение конкретных результатов опирается на мнения экспертов. Необходимая информация готовится заранее на основе прогнозной оценки ситуации на ближайшую и более отдаленную перспективу.

Данная методика обладает важным достоинством: в ней определены количественные критерии оценки относительной важности, взаимной полезности целей, состояния и сроков разработки программных мероприятий. Показатель относительной важности характеризует вклад конкретной подцели в достижение главной цели, показатель взаимной полезности - значимость конкретной подцели для реализации целей определенного уровня, а показатель «состояние-срок» - степень достижения конкретной подцели в намеченный срок. На основе данных критериев устанавливаются приоритеты в направлениях деятельности, объемы и порядок распределения ресурсов, план организации работ в рамках конкретной программы.

Вместе с тем «слабым звеном» методики ПАТТЕРН является недостаточная разработанность логической схемы построения дерева целей, отсутствие четко сформулированных правил и процедур структуризации целей. В этой связи мы считаем правомерным более подробно рассмотреть именно этот аспект.

Построение дерева целей представляет собой логическую процедуру обоснования целевых решений, разрабатываемую экспертно. Их систематизация осуществляется следующим образом: цели последующего уровня выступают по отношению к целям предыдущего как условия достижения последних. При этом они конкретизируются до уровня, позволяющего задать их количественные значения. Результатом данной процедуры выступает макет целевой структуры программы, который может рассматриваться как базовый вариант, выносимый на обсуждение и утверждение.

Разработку дерева целей следует начинать с постановки общей социальной цели в укрупненном виде. После чего необходимо перейти к ее разбиению на подцели, одновременно упорядочивая их и количественно интерпретируя. В ходе декомпозиции общей цели нужно соблюдать следующие принципы:

* Необходимо принимать в расчет функциональные цели, которые связаны с реализацией функциональных потребностей (потребностей в определенных свойствах, функциях классов конкретных объектов, например, предметов потребления, средств производства, отдельных социальных институтов). Функциональные потребности имеют устойчивый характер, они менее динамичны, чем предметные потребности. Последние в свою очередь характеризуют нужду в конкретных объектах. Функциональные цели можно представить, как ответы на три вопроса: Что нужно узнать? Что нужно сделать? Что нужно организовать?

* При построении дерева целей применяется логика конъюнкции (логика «и»). Это значит, что для достижения цели более высокого уровня необходимо реализовать все без исключения, детализирующие ее подцели в их взаимной увязке. Данная логика исключает альтернативность, что соответствует древовидной структуре.

* Любая цель и подцели связаны между собою смысловыми отношениями. Другими словами, перечень подцелей для конкретной цели формируется с помощью ответа на вопрос: Что это значит? Например, чтобы сформировать группу подцелей для цели повышения материального благосостояния населения, нужно задаться вопросом: Что значит повысить материальное благосостояние людей? Полученный перечень подцелей является, с одной стороны, конкретизацией исходной цели, а с другой - совокупностью условий ее осуществления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Организация социально – педагогической работы по профилактике здорового образа жизни. Организация исследования
Цель исследования: организация волонтерского движения в условиях средней общеобразовательной школы Этапы исследования: 1. Подготовительный - подбор диагностического инструментария - разработать программу «Мы – за здоровый образ жизн ...

Социологическая мысль в России
Становление социологии в России началось во второй половине XIX в. в связи с ускорением социально-экономического развития страны и началом формирования гражданского общества. В начале XX в. появились первые признаки институализации социол ...

Иерархия социологического знания
Помимо внешней институционализации, социология, как и всякая другая наука, должна пройти процесс внутренней институционализации. Внутренняя институционализация означает совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивог ...

Поиск
Новое