Концептуальные подходы к социологическому исследованию социальных проблем
Страница 3

Социологическая информация » Разработка комплексных программ по решению актуальных социальных проблем » Концептуальные подходы к социологическому исследованию социальных проблем

Сказанное, конечно же, не означает, что в социологии вообще не уделяется внимание теоретическому осмыслению социальных проблем. Напротив, в последние несколько десятилетий на Западе получило развитие новое научное направление - социология социальных проблем - где эта задача, так или иначе, решается. Остановимся подробнее на характеристике важнейших традиций и школ, сложившихся в рамках данного направления.

Истоки возникновения социологии социальных проблем связаны прежде всего с образованием в 1865 г. Американской ассоциации социальных наук. Именно тогда понятие социальной проблемы стало рассматриваться как предмет особого теоретического анализа. Большое влияние на формирование данного направления оказало также творчество Э. Дюркгейма, который разработал оригинальную концепцию социальной проблемы. Ее ядром выступает идея социальной интеграции.

По мнению Э. Дюркгейма, интеграция усиливается в результате углубления разделения общественного труда. В то же время возрастающее разнообразие человеческой деятельности чревато опасностью разъединения и различного рода аномалий. Поэтому для поддержания порядка в обществе, основанном на постоянно расширяющейся специализации, и особенно в таком сложном, как капиталистическое, необходимо, чтобы все социальные группы придерживались определенных базисных ценностей, например, следовали индивидуалистической «рабочей этике». Однако в реальной жизни этого не происходит, ввиду чего возникает угроза сохранения социального порядка.

Ученый предложил теорию социальной дезорганизации как базовую для объяснения социальных проблем. При этом он рассматривал такие деформации в обществе (нарушение традиционной организации, основополагающих ценностей, норм), которые, с его точки зрения, приводят к преступности, суицидам и насилию. К наиболее значимым факторам, обусловливающим названные проблемы, Э. Дюркгейм относил процессы урбанизации и индустриализации. Урбанизация порождает перемещение людей из деревни в город и приводит к смене традиционных ценностей, ввиду чего возникает состояние аномии, влекущее за собой преступность, суициды, урбанистическое насилие. Индустриализация имеет следствием ускорение происходящих в обществе изменений, что вызывает нарушение уважения к авторитету традиции, церкви и государства. Потеря прежней структуры и дисциплины, по мнению ученого, может быть заменена новой, если удастся восстановить социальное равновесие. По существу, творчество Э. Дюркгейма положило начало функциональному подходу к трактовке социальных проблем, который долгое время был господствующим в социологической теории.

Исторически сложилось так, что социология социальных проблем возникла как особое направление и наиболее активно развивается в американской социологической мысли. Интенсивное изучение социальных проблем в США датируется 1910-1940 гг. В этот период появились монографии и статьи в ведущих журналах по данной теме. В ранних работах рассматривались главным образом преступность и употребление наркотиков. Их исследование опиралось на методологию Э. Дюркгейма, при этом основной акцент делался на индивидуальную или семейную дезорганизацию, т.е. на индивидуальное отклоняющееся поведение. Нередко социальные проблемы отождествлялись с патологией, интерпретировались в терминах деморализации и объяснялись неспособностью индивида соответствовать установленным в обществе нормам и правилам, что проявлялось в дискуссиях о разводе, незаконнорожденности и умственных расстройствах. Их решение виделось через призму индивидуальной адаптации к существующим социальным условиям, при минимальном вмешательстве государства в соответствующие процессы с помощью таких средств, как современные государственные социальные программы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Интерпретация и анализ тестирования социального типа личности учителей
О бъектами данного исследования стали учителя школы № 91 городского округа Самара, представленные выборкой в 44 человека. Уровень образования тестируемых учителей представлен на Диаграмме Рисунка 1. Для анализа статистических данных, пол ...

Выводы и рекомендации
Мода всегда была предметом заинтересованного отношения к себе как со стороны профессиональных исследователей, так и представителей общей гуманитарной мысли. Ею восхищались, ее ненавидели, но общим для всех социологических концепций было п ...

Традиционный тип воспроизводства населения и его историческая ограниченность
Новый тип воспроиводства населения, возникший во времена неолита, безраздельно господствовал во всем мире вплоть до XVIII века, а у значительной части населения мира далеко не полностью изжит еще и сегодня. Основные черты этого типа воспр ...

Поиск
Новое