Концептуальные подходы к социологическому исследованию социальных проблем
Страница 1

Социологическая информация » Разработка комплексных программ по решению актуальных социальных проблем » Концептуальные подходы к социологическому исследованию социальных проблем

В процессе развития любого общества возникает множество проблем общесоциального, группового, индивидуального характера. Они пересекаются, взаимопроникают, вызывая к жизни другие, подчас более сложные, проблемы, что чаще всего нарушает привычные жизненные устои, сложившиеся жизненные стандарты и правила поведения, приводит к новым формам социального взаимодействия и порождает потребность в их целенаправленном разрешении. города испании

В настоящее время для целенаправленного разрешения социальных проблем созданы специальные организационные структуры как государственного, так и негосударственного подчинения, в деятельности которых применяется широкий спектр методов, и в их числе программирование играет не последнюю роль. Программы социального обеспечения, страхования, вспомоществования, регулирования занятости, охраны детства, борьбы с различного рода патологиями прочно укоренились в социальной практике, а сам термин «программа» - в научном и обыденном лексиконе. Вместе с тем одним из наименее разработанных методологических вопросов социального программирования является концептуальная постановка проблемы. А ведь от того, как он решается, зависит выбор направлений совместной деятельности широкого круга участников, обоснование объемов и форм использования имеющихся в распоряжении общества ресурсов, а также определение стратегий управления на различных уровнях.

Анализ комплексных программ по решению различных социальных проблем свидетельствует, что управленцы связывают с социальной проблемой либо определенный вид патологии (преступность, пьянство, наркотизм), либо нарушение функций конкретного социального института (например, семьи, школы), либо одну из форм социального конфликта (национального, трудового), либо нехватку средств, которыми располагает общество, для удовлетворения насущных потребностей людей (в жилье, охране здоровья, отдыхе). Их возникновение чаще всего объясняется нарушением сложившегося социального порядка вследствие воздействия некоторых объективных условий (например, миграционных процессов) или субъективных факторов (отклоняющегося индивидуального поведения). Поэтому соответствующие программы сводятся к перечню мер в отношении тех, кто нарушает сложившийся порядок. В результате многие программы оказываются малоэффективными инструментами регулирования социальных отношений.

При выработке управленческих решений в рамках конкретных программ, например, борьбы с преступностью, не обосновывается, почему последняя является социальной проблемой, что вызывает необходимость общественного, и в том числе административного, вмешательства в текущий ход событий. Может быть, абсолютное число преступников, а может быть, наличие особых типов криминальных объединений или рост некоторых видов преступлений? Может быть, преступность потому является социальной проблемой, что правоохранительные органы борются с ней неэффективно? Или все дело в коррупции? А может быть, существует особый социальный класс, достаточно мощный, образующий криминальную социальную систему? При ответе на поставленные вопросы управленцы идут либо на поводу сложившихся стереотипов в определении того или иного явления (той или иной формы поведения) как проблемного, либо оказываются в плену социально-политических манипуляций, которые дают возможность конкретным политическим силам вести успешную борьбу за власть.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


История модернизации в России
В России наряду с радикальными изменениями в идеологии, общественном сознании, политической и государственной организации происходят глубинные изменения в социальной структуре. Сторонники перемен признают их объективную обусловленность, а ...

Студенчество как субъект модного поведения: моделирующие факторы
Наиболее активной и инициативной частью молодежи выступает студенчество. Студенческая молодежь высших учебных заведений представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного во ...

Личность как социальная проекция человека
В первобытном обществе из-за нерасчлененности общественных функций отдельный человек не мог стать полноценной личностью. Дальнейшее развитие общества привело к тому, что человек все больше выделялся из непосредственного слияния с родом и ...

Поиск
Новое