Концептуальные подходы к социологическому исследованию социальных проблем
Страница 4

Социологическая информация » Разработка комплексных программ по решению актуальных социальных проблем » Концептуальные подходы к социологическому исследованию социальных проблем

В настоящее время существует достаточно большое количество публикаций, посвященных широкому спектру жизненных ситуаций, интерпретируемых как социальные проблемы. Их обобщение позволяет выделить две основные традиции в трактовке социальных проблем.

Первая исходит из идеи социального порядка, который рассматривается в качестве основы социального развития. Само же развитие характеризуется через призму его нарушения и восстановления. Понятие социального порядка связывается либо с консенсусом широко усвоенных ценностей, либо с гармонией в деятельности социальных институтов. Большинство американских и европейских ученых рассматривают порядок как политико-экономическую реальность капитализма. При этом трактовка данного понятия претерпевает изменения в зависимости от обновления социальных отношений. И если в начале ХХ века под социальным порядком понималось либерально-рыночное устройство общества, то в настоящее время - это корпоративный либерализм, требующий государственного вмешательства и регулирования важнейших процессов, протекающих в обществе. Вторая связана с характеристикой социального развития как процесса разрешения противоречий, объективно существующих в обществе и обусловливающих возникновение конфликтов между различными социальными группами. При этом противоречие, конфликт рассматриваются как основа воспроизводства социальных проблем, а интерпретация и анализ последних ставятся в зависимость от формы и глубины конфликта.

Первая традиция базируется на следующих теоретических посылках. Признается, что капиталистическое общество организовано на принципах социального равновесия, согласия, которые могут быть нарушены вследствие действия ряда объективных факторов. Порядок, стабильность, консенсус рассматриваются как необходимые условия существования конкретной социальной системы. Исходя из этого проблемы интерпретируются как отсутствие или нарушение одного или более из выше перечисленных условий. Американские ученые М. Спектор и Дж. Китсьюз отмечают, что сторонники этого направления чаще всего оперируют терминами, которые описывают объективные условия, отражают отношение к ним и дают различные намеки на то, почему эти условия характеризуются как неприятные или проблематичные. Социолог рассматривается в качестве стороннего наблюдателя, эксперта, функция которого - выявить такие условия и оценить действия тех, кто определяет сложившиеся жизненные ситуации как неблагоприятные, проблемные.

В рамках первой традиции сформировались три основных подхода: функциональный, конфликтно-ценностный и нормативный.

Функциональная школа в социологии социальных проблем. Как отмечалось выше, данная школа берет начало в творчестве Э. Дюркгейма. В XX веке ее основные положения развивались в трудах Т. Парсонса, Р. Мертона, Р. Нисбета и др. Т. Парсонс, основываясь на идеологии корпоративного либерализма, рассматривал проблемы как нарушение социального равновесия и предлагал их решение в русле умеренных государственных реформ и изменения либерального рыночного устройства. Он критически относился к трактовке проблем с позиции силового конфликта, полагая, что в обществе существуют объективные предпосылки социального мира и согласия.

Р. Мертон и Р. Нисбет под социальной проблемой понимали модель поведения, которая, по оценкам значительной части общества, отрицает общепризнанные или одобряемые нормы. Во введении к книге «Современные социальные проблемы» Р. Нисбет отмечал, что о социальной проблеме нельзя говорить, если она не определена как таковая. До тех пор, пока способ поведения не характеризуется как нарушение некоторой нормы, до тех пор, пока большим числом людей оно не признается как отвратительное с точки зрения морали, невозможно назвать социальную проблему. Задачей социологического анализа социальных проблем, по мнению названных выше авторов, является создание внушительной базы эмпирических фактов, адекватного метода и практически проверяемых выводов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Образование как социальный институт: понятие, его структура и функции
Социология образования − раздел социологической науки, который изучает закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальную политику в области образ ...

Занятость и труд: региональные особенности
Переход к новым условиям формирования рынков на Дальнем Востоке начал осуществляться в условиях дефицита рабочей силы на предприятиях практически всех отраслей. Недобор рабочей силы, особенно в массовых профессиях, на январь 1998 года сос ...

Социальная пенсия по возрасту (право на пенсию, размер пенсии)
Право на социальную пенсию по возрасту предоставлено только лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации. Тем, кто выехал на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, социальная пенсия не назначается, ...

Поиск
Новое