Концептуальные подходы к социологическому исследованию социальных проблемСтраница 8
И представители функционализма, и представители конфликтно-ценностной школы при объяснении социальных проблем вынуждены оперировать понятием «норма», что связывает их непосредственно с третьим подходом - нормативным.
Нормативный подход в социологии социальных проблем. Нормативный подход внутренне присущ рассмотренным выше научным школам, поскольку и те, и другие приходят к необходимости использовать некоторую меру для оценки объективных ситуаций как неблагоприятных, не удовлетворяющих либо требованиям функционального устройства системы, либо требованиям ценностного консенсуса. Другими словами, в рамках обеих школ сама процедура установления социальных проблем предполагает наличие целого ряда норм: жизненных стандартов и допустимых границ отклонений от них, легитимных правил поведения, нормативной численности людей, чье мнение о проблематичности ситуации является достаточным для определения проблемы и т.д. Таким образом, нормативность некоторых функций, социальных институтов, ценностей является обязательным условием проблематизации. Социологам же отводится роль экспертов, которые либо устанавливают объективно обусловленные стандарты, либо оценивают уже существующие и широко разделяемые на адекватность социальным условиям.
Нормативный подход не ограничивается функциональными или конфликтно-ценностными определениями социальных проблем. Он также широко применяется сторонниками трактовки последних как социальной патологии. В данном случае проблемы формулируются исходя из оценки соответствия реально функционирующего объекта некой нормативной модели. При этом довольно часто социальная патология отождествляется с нездоровьем общественного организма, поэтому для анализа сложившейся социальной ситуации предлагается использовать методы, аналогичные биологическим или медицинским. Предпринимается также попытка сформулировать универсальный критерий, отражающий объективно обусловленную норму (здоровье социального организма). Следует отметить, что отождествление проблем с социальной патологией, и особенно в ее биологической или медицинской интерпретации, придает им заведомо негативный оттенок. Но ведь не всякая проблема и не всегда несет в себе отрицательный заряд. Надо иметь в виду и потенциал позитивного влияние проблем на социальное развитие.
Нормативный подход лежит в основе некоторых концепций девиантного поведения, отличных от функционализма. Это, в частности, относится к теории отклоняющегося поведения, объясняющей последнее как результат действия социального контроля, т.е. к теории наклеивания ярлыков. Один из ее родоначальников, Э. Лемерт, характеризуя социетальную реакцию как основу для определения и различения девиаций, пришел к необходимости признания объективного действия, с которым связана эта реакция и которое эмпирически наблюдается и поддается описанию социологом. А раз так, то для установления социальной проблемы, социологу нужно использовать статистически определяемые нормы, стандарты. Сам Э. Лемерт постулировал модальности поведения и отклонения от них, то есть опирался на статистическое понятие моды как нормы поведения.
Исследование различных форм применения нормативного подхода для определения социальных проблем позволяет выявить его особенности. Обращает на себя внимание то, что в отличие от функционального и конфликтно-ценностного подходов он связан не столько с теоретическими, сколько с методологическими вопросами анализа социальной действительности. Другими словами, он не претендует на статус социологической теории, а выполняет методическую функцию, т.е. выступает в качестве основой процедуры определения социальных проблем. Нормативный подход согласуется с разными, порой альтернативными, теоретическими конструкциями, объясняющими процессы функционирования и развития общества. Это обусловлено тем, что он ориентирован на общесистемные количественные закономерности. И в этом его универсальность.
Поддержка сотрудничества
Напомним, что прежде чем вступить в противоборство, будущие соперники находятся, скорее всего, в нейтральных взаимоотношениях, а возможно, и сотрудничают между собой (сослуживцы, соседи, члены семьи, общественные организации, государства) ...
Теоретическое знание
Центральным элементом в системе теоретического знания, занимающего три верхних этажа в иерархии, выступает не научная картина мира, а научная теория, которая подразделяется на два уровня – общая теория и частная теория. Прежде чем рассмат ...
Корпоративный патернализм как технология управления персоналом
Модель социального партнерства, предполагающая согласование интересов работников, работодателей, органов государственной власти, местного самоуправления, путем заключения договоров по важным направлениям социального, экономического, культ ...