Социальные работники и клиенты: гендерный аспект взаимоотношенийСтраница 3
Безусловно, между социальным работником и клиентом, независимо от их половой принадлежности, есть и целый ряд различий. Прежде всего, это касается неравных позиций, занимаемых той и другой стороной. Возможно, женщина-клиент не имеет работы, ее доход еще ниже, чем у социального работника, возможно, уровень и характер образования, жизненный стиль, трудность жизненной ситуации, природа социальных связей - все это обладает своей спецификой. Другие измерения отличий - возраст, этничность, сексуальные предпочтения, индивидуальные особенности здоровья, история контактов с государственными органами исполнения и наказания, жилищные условия и многие другие - также являются факторами дифференциации.
Процесс признания сходств и различий между собой и клиентом является чрезвычайно важным в развитии профессиональной идентичности социального работника. В случае непризнания родства или, напротив, чрезмерного отождествления позиций есть риск стереотипизации женщин-клиентов и аутостереотипизации женщины - социального работника. В этом случае о женщинах-клиентах могут говорить как о тех, кто не справляется, как об относящихся к группе риска или беспомощных, а об их семьях - как об асоциальных и неблагополучных. Распознавая разнообразие через общность, социальные работники развивают как самопонимание, так и свой профессионализм[4].
Фундаментальная предпосылка в социальной работе с женщинами - верить своим клиентам, принимать их проблемы. Именно партнерство является сегодня одним из критериев профессионализма в теории социальной работы, однако на практике к женщинам-клиентам не всегда относятся как к целостным личностям, достойным равноправного взаимодействия в социальном обслуживании. Индивидуальность, уникальность и целостность таких женщин было бы трудно разглядеть за стереотипным представлением о женском предназначении. Если согласиться с тем, что женщины-клиенты не в состоянии отвечать за себя и свою жизнь, то можно прийти к медикалистскому, экспертному видению социальной работы, где профессионал дает советы и действует подобно врачу, стремясь излечить заболевание одному ему известными способами, реализуя монопольную власть над пациентом. Подобно пациентам клиники, женщины - клиенты социальной службы будут испытывать чувства вины и неполноценности, находясь в абсолютной власти эксперта и не в состоянии справиться с собственной проблемой. Между тем именно женщины могут выступать ресурсом друг для друга, в частности, в упомянутой выше групповой социальной работе, отношения власти в которой будут организованы горизонтальным образом, то есть не-иерархично. В феминистской социальной работе женщины-клиенты принимаются как компетентные субъекты, имеющие свои сильные стропы и права Они ни в коем случае не должны чувствован, вину и неполноценность за то, что не могут справиться с той или иной проблемой. Напротив, им предоставляется возможность эмоционального самовыражения, им помогают укрепить способность самоконтроля и выработать навыки совпадания с трудностями.
Вот несколько советов для тех социальных работников, которые хотели бы развить у себя гендерную чувствительность в практике оказания услуг, основывать свою деятельность па принципах уважения прав женщин:
• Необходимо принимать себя и женщин-клиентов как личностей, а не как чьих-то жен, матерей, домохозяек, девиц или бабулек. Если согласится с тем, что женщина - это широкое понятие, границы которого могут меняться с течением времени и отличаться у разных людей, то скорее можно распознать как стереотипы пола и дискриминация могут действовать на восприятие женщинами самих себя, на их реальное положение в семье, на работе и в обществе, на их поведение и принимаемые решения.
• Если проанализировать свои собственные взгляды и возможные предрассудки в отношении женщин, можно начинать работать над их изменением.
• Важно задумываться о том, какие требования предъявляются к женщине в семье - в ее детстве, отрочестве и зрелом возрасте - и как это могло повлиять на поведение и судьбу клиентки. Нужно обращать особое внимание на те способы и стратегии совладания с трудностями, которые вырабатываются и применяются женщинами в различных жизненных ситуациях и разные периоды жизненного цикла. Определить преимущества и недостатки этих стратегий.
Государство как социальный институт. Типы и формы государства
Рассматривая государство как главный политический институт, можно выделить его основные признаки:
· наличие публичной власти;
· взимание налогов с населения;
· наличие территории, где реализуются полномочия государства;
· наличие опре ...
Пути решения проблем наркотизации в современном
обществе. Зарубежный опыт
решения проблем наркотизации на примере Швеции
В США уже десять лет назад более 70% учащихся были охвачены антинаркотической пропагандой. Разработана программа расширения такой пропаганды в начальных классах и детских садах со всеми без исключения здоровыми детьми. На специальных заня ...
Социально-педагогическая работа с многодетными семьями
Любая деятельность начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно осуществить целеполагание, прогнозирование, планирование и организацию работы. Многодетную се ...