Социальные работники и клиенты: гендерный аспект взаимоотношений
Страница 1

Социологическая информация » Гендерный подход к социальной работе » Социальные работники и клиенты: гендерный аспект взаимоотношений

При оценке трудной жизненной ситуации клиентов существует риск того, что социальные работники, следуя стереотипам, будут полагать предназначение женщин, в первую очередь, в осуществлении ухода за детьми и другими родственниками. В самом деле, многие женщины заботятся о своих детях и о других членах семьи, выполняя большой объем работы по дому. Однако у них ведь есть и другие потребности, умения, знания и способности, о которых мы подчас просто не догадываемся.

Между тем занятость женщины в публичной сфере, экономике важна и для семейного дохода, и для ее самоуважения. Но работники социальных служб, согласно общепринятым представлениям, иногда делают акцент на взаимоотношениях внутри семьи и рассматривают проблемы женщины исключительно как матери, жены или дочери, игнорируя статус занятости своей клиентки в экономике.

Кроме того, эта ее роль и соответствующая данной роли работа по дому, забота о нетрудоспособных родственниках воспринимается обществом как прямая обязанность, как должное, и в аналогичных обстоятельствах женщины получают от государства меньше помощи, чем мужчины. Например, исследования практики социального обслуживания в Великобритании в 1980-е годы показали, что социальные работники оказывают меньше помощи по дому женщинам-инвалидам, чем мужчинам-инвалидам. Отметим, что домашняя работа и уход за близкими, требующие определенных навыков и высокой ответственности, часто недооцениваются по сравнению с оплачиваемой занятостью, с которой обычно связывают мужскую работу.

Вообще экономические трудности семьи, эмоциональные неурядицы и сложности, которые испытывают женщины в поиске работы, ни в коем случае не следует считать специфически женскими проблемами. Было бы ошибкой предлагать женщинам-клиентам в качестве способа разрешения межличностных или экономических проблем семьи терпеть оскорбления или даже насилие, во что бы то ни стало поддерживая отношения с мужем только по причине ее экономической зависимости.

Социальная работа подразумевает, что статус женщины и отношение к ней общества не должны определяться ее брачным статусом или последствиями развода. Социальная работа должна быть основана на уважении достоинства женщины и направлена на повышение ее самооценки. Это достигается посредством поощрения женщин, усилий по раскрытию их потенциала, путем признания их заслуг, оказания им всяческой поддержки в той важной работе, которую они ведут изо дня в день. Однако преодолеть стереотипы в своей профессиональной деятельности оказывается для социальных работников не так уж просто[3].

Несмотря на то, что женские исследования и женское движение получили на Западе весьма существенное развитие уже с конца 1960-х годов, образование и практика социальной работы начали признавать те же самые вопросы, которые поднимались женским движением, лишь в 1980-е годы. В 1984 году была основана Ассоциация женщин в социальной работе (AWSW), одной из целей которой является «развитие феминистских ценностей, знания, положений, исследований, и поведения; и содействие их внедрению в практику и образование по социальной работе». В 1986 году был основан новый журнал - «Аффилия: журнал женщин и социальной работы». Тем самым произошла институализация феминизма в теории, практике и исследованиях социальной работы.

«Аффилия» - это единственный на сегодня журнал, который рассматривает проблемы социальных работников и их клиентов с феминистской точки зрения, предоставляя уникальные исследовательские данные, развивая новые теории и творческие подходы к тем испытаниям, с которыми сталкиваются женщины.

Чтобы пересмотреть возможные предвзятости и предубеждения в своей профессиональной деятельности социальным работникам было бы полезно проанализировать общее и особенное в жизненном опыте женщин, различающемся в силу возраста, этнической принадлежности, характера занятости, доступа к власти. Кроме того, оценка социальными работниками ситуации всех женщин-клиентов и каждой из них в отдельности должна основываться на понимании новых социальных проблем, знании современных жизненных практик. Рост числа монородительских семей, снижение количества детей в семьях, рост разводов и повторных браков, другие тенденции влияют на социальную ситуацию женщин-клиентов. В социальной науке и на практике пересматриваются понятия типичного жизненного пути, одобряемого и отклоняющегося поведения, трансформируются тины семьи и брака, образцы воспитания детей.

Страницы: 1 2 3 4


Приложения
Приложение А Таблица 1. Принципиальная схема взаимодействия основных институтов социальной политики [41, с.96] Институты социальной политики Результат деятельности Основные потребители результат Непрофильные Законодат ...

Методы демографических исследований
· Описательные · Статистические · мат анализа · Абстрактно-аналитические · Сравнительный метод · Анализ-синтез · Обобщение · Индукция и дедукция · Метод выдвижения гипотез и их проверки · Экстраполяция и моделирование · Социолог ...

Связи с общественностью как технология управления репутацией. Сущность, назначение и развитие PR – деятельности
Паблик Рилейшнз, РR (Public relations, PR) — разновидность маркетинга, заключающаяся в стимулировании спроса на товар определенной фирмы путем формирования благоприятного общественного мнения об организации и ее продукции в целом. Поняти ...

Поиск
Новое