Социальные работники и клиенты: гендерный аспект взаимоотношений
Страница 2

Социологическая информация » Гендерный подход к социальной работе » Социальные работники и клиенты: гендерный аспект взаимоотношений

Социальным работникам важно признать, что в социальной службе есть своя внутренняя иерархия, причем власть распределена неравномерно не только между начальниками и подчиненными, но и между специалистами и клиентами. Неравные отношения препятствуют установлению доверительных отношений, проявлению эмпатии, не позволяют добиться позитивных изменений в трудной жизненной ситуации. Если социальный работник сможет увидеть этот дисбаланс властных отношений, то реальным будет и предпринять усилия по установлению партнерских отношений с клиентами. Модель таких отношений представлена в различных формах групповой работы, где устанавливаются партнерские, равноправные отношения между клиентами и социальными работниками.

Современным профессионалам в области социальной работы свойственно стремление рефлексировать, то есть подвергать осмыслению собственную деятельность, ее результаты, способы, которыми удалось достигнуть поставленной цели. Для гендерно чувствительной практики характерно подобное рефлексивное отношение к повседневной работе, ведь это ведет к профессиональному развитию и позволяет не только изменить культуру социального обслуживания, но и по-новому посмотреть на систему подготовки социальных работников. Инновации в обучении, в частности, подразумевают включение пользователей социальных услуг в подготовку социальных работников, а изменения в практике социального обслуживания подразумевают переход на принципы партнерства между специалистами и общественными организациями, волонтерами, студентами.

В некоторых службах, например в негосударственных кризисных центрах для женщин, ведется групповая работа с клиентами. Здесь создаются группы самопомощи, которые позволяют женщинам понять и преодолеть эффекты властных и негуманных отношении в обществе, семье, на работе или других сферах, помогая наметить план позитивных изменений. В групповой работе используется диалог между женщинами как рапными, в поисках взаимопонимания и совместного интереса определяется совместная идеология, демонстрируется уважение взглядов друг друга, личные проблемы объясняются в связи с проблемами социальными. Групповая социальная работа, а также группы самопомощи применяются для роста самосознания и развития позитивной идентичности у клиентов. Однако без четкого определения целей, направления движения и идеологии группа самопомощи может превратиться в собрание женщин, жалующихся на систему и смирившихся с реальным положением вещей.

Женщины - социальные работники и женщины-клиенты, безусловно, имеют много общего не только в аспекте анатомии и физиологии, но и в социальных и культурных аспектах. Даже если социальные работники и клиенты отличаются в аспектах национальной культуры, семейно-брачного статуса, занятости, то их объединяют социальные ожидания, предъявляемые к ним в обществе как к женщинам. Эти социальные ожидания раскрываются в том, как жизнь этих женщин поделена между публичной и приватной сферой (работой и семьей), в том, что они несут двойную нагрузку, выполняя домашний труд и имея оплачиваемую работу. Их часто сближают между собой опыт материнства, отношений с мужчинами, возможно, экономические и социальные эффекты брака и развода, многочисленные собственные проблемы, проблемы детей и родственников.

Для многих женщин - социальных работников признание сходства с другой женщиной порой связано с опасением испытать сверх-идентификацию, то есть ощущение слишком сильного вовлечения в судьбу клиента. В этой связи даже говорят о потенциальной неспособности специалиста точно и объективно оценить проблемы клиента. С одной стороны, признание такого сходства означает потерю власти, экспертного мнения и дистанции. С другой стороны, понимание опыта другого человека на основании родства гендерных идентичностей является важной частью формирования профессиональной идентичности и навыков предоставления социальных услуг, в центре которых находится женщина-клиент.

Страницы: 1 2 3 4


Альтернативная демократическая теория массового общества Д. Белла, С. Липсета, Э. Шилза и др.
Применительно к индустриальному массовому обществу исследователи выделяют две концепции: 1.Либеральная концепция (Р. Миллс, Д. Рисмен и др.), в рамках которой на основе пессимистической критики отрицательных сторон индустриализма обоснов ...

Социальные системы как субъекты и объекты социального менеджмента: познание управленческих систем и системность управления
Окружающий человека реальный мир насыщен множеством разнообразных систем, среди которых выделяют естественные и искусственные, а также системы смешанного порядка («человек-машина»); большие и сверхбольшие системы; открытые и закрытые; сам ...

Основные методологические принципы социологии М.Вебера
Методологические принципы веберовской социологии тесно связаны с теоретической ситуацией западного обществознания конца XIX в. Особенно важно правильно понять отношение Вебера к идеям Дильтея и неокантианцев[2]. Проблема общезначимости н ...

Поиск
Новое