Социо-экономические предпосылки
возникновения и существования бродяжничества. Бродяжничество как следствие и причина нарушения
субъективно-личностной и социальной идентичностиСтраница 1
Бродяжничество – это социальное явление, характеризующееся скитанием лиц без определенного места жительства в течение длительного времени по территории страны либо в пределах населенного пункта или города. Бездомность – это отсутствие постоянного жилища у индивидов или семей, что делает невозможным как ведение оседлого образа жизни, так и полноценное социальное функционирование. Как бродяжничество, так и бездомность — явления, присущие человечеству на всем протяжении его существования. Но особенно широко они распространяется в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий, а именно: войн, голода, наводнений, землетрясений, кризисных процессов в тех или иных странах.
Множество совершенно различных состояний обозначаются так называемой склонностью к перемене мест (побеги, прогуливание школы). Дети убегают из дома, когда с ними жестоко обращаются или когда у них менее, чем обычно, развита привязанность к семье. В этих случаях причина симптома внешняя и может быть устранена изменением внешних условий. Однако существуют дети, у которых причина – во внутренней жизни. Они находятся под влиянием побуждений из бессознательного, которые заставляют их бродить в поисках воображаемой цели.
Ю.М. Антонян, С.В. Бородин (1982), опираясь на результаты эксперимента, выявили неосознаваемые индивидом мотивы бродяжничества. По мнению Ю.М. Антоняна, бродяги не осознают мотивов перемены места своего проживания и учебы, хотя и приводят различные противоречивые мотивировки. Неосознанная необходимость смены своего окружения – это стремление избежать самоидентификации в группе, так как любое участие в совместной деятельности ведет к некоторой определенности, соотнесению себя с другими участниками группы.
Таким образом, основным мотивом и личностным смыслом бродяг является стремление к сохранению своей субъективно-личностной и социальной дезидентификации.
Социальная идентичность в определении А. Тэдшфела рассматривается как та часть индивидуальной Я-концепции, в которой заключены знания индивида о его принадлежности к социальной группе или группам вместе с ценностями и эмоциональными ее проявлениями. [21]
Опираясь на подход Тэдшфела, теорию личностных конструктов Келли, представления о сущности идентичности, развиваемые в социальной психологии, социальную идентичность следует рассматривать в качестве целостного динамического образования, выступающего как система ключевых социальных конструктов личности. Она активно конструируется субъектом в процессе жизнедеятельности, в ходе социального взаимодействия и сравнения, являющихся когнитивно-мотивационным основанием восприятия ценностей группы, а также определения допустимых границ поведения. Под конструированием (Андреева Г.М., Стефаненко Т.Г.) понимается привидение информации о мире в систему, организацию этой информации в связанные структуры, способствующие постижению ее смысла.
Многие существующие исследования связывают формирование специфики самоидентичности с характером внутрисемейных отношений, следовательно, важнейшая функция семьи в отношении детей – это включение их в структуру внутрисемейных отношений, обеспечение детей определенным местом и конкретными функциями в семье.
Самоидентичность индивида формируется на основании внутрисемейной идентичности как усвоение ребенком своей роли в семье, отношений к себе родителей.
Профсоюзное движение за рубежом
Многие характерные черты и направления профсоюзного движения сформировались еще в XIX веке. Возникновение профсоюзов было закономерным ответом наемных работников на действия собственников средств производства. Первые профсоюзы появились в ...
Общая оценка уровня жизни
Разработка обобщающего (интегрального) показателя уровня жизни населения составляет одну из важнейших задач всей социальной статистики. Его необходимость не вызывает сомнений. Любая система показателей должна завершаться обобщающим показа ...
Политическая система общества и ее структура
Политическая система общества – особый социальный механизм, обеспечивающий целостность его политической жизни. Политическая система представляет собой подсистему общественной системы, взаимодействующую с другими подсистемами: социальной, ...