Социально-педагогические условия решения проблем толерантности в современном обществе. Основные направления работы по формированию толерантных отношений
Страница 1

Социологическая информация » Проблемы толерантности в современном обществе » Социально-педагогические условия решения проблем толерантности в современном обществе. Основные направления работы по формированию толерантных отношений

В связи с актуальностью комплексного исследования проблем прав человека и толерантности возникает вопрос: существуют ли в стране необходимые системы, механизмы для их обеспечения, защиты? Среди таковых можно выделить следующие: судебная защита, несудебная защита и деятельность неправительственных правозащитных организаций (НПО). Показателен тот факт, что, по оценкам экспертов, лишь около одной трети россиян имеют реальные возможности для защиты своих прав в случае их нарушения. Меньше же всего возможностей для этого у жителей Северо-Западного, центрального, северо-Кавказского регионов страны. Проблема защиты своих прав стоит перед большинством социальных групп, среди которых – коренные малочисленные народы Севера, предприниматели, россияне, проживающие за рубежом, беженцы и вынужденные переселенцы, заключённые, военнослужащие, пенсионеры, женщины и дети, инвалиды и другие социально уязвимые слои населения.

Демократическая система защиты прав человека предполагает возможность для всякого гражданина обращаться в суды различных инстанций. Судебная система является наиболее эффективным механизмом восстановления нарушенных прав; она представляет собой основную структуру для защиты прав человека на национальном уровне.

К механизмам несудебной защиты прав человека относится: институт Уполномоченного по правам человека в РФ и Уполномоченные по правам человека в субъектах Федерации; Комиссия по правам человека при Президенте РФ; Прокуратура РФ; Коллегия адвокатов, министерства и ведомства РФ и др.

Недостающим звеном в механизме обеспечения прав человека в России является деятельность неправительственных правозащитных организаций (НПО). И, прежде всего потому, что в стране нет общего информационного источника в области прав человека, доступного юристам, журналистам, всем заинтересованным лицам и организациям. Базы данных, распространяющиеся на коммерческой основе, не могут решить проблемы, т.к. они не имеют специальной «правозащитной» ориентации, обычно не содержат материалов международного уровня, продаются по высокой цене и не являются, таким образом, общедоступными. Правозащитникам необходимо привлечь внимание к нарушениям прав человека. Во многих странах мира общественные кампании, организуемые НПО, представляют мощный инструмент борьбы за права и свободы человека, серьёзный аргумент для властей. В России такая практика отсутствует.

Немаловажное значение в деле практического осуществления правозащитных мероприятий и установления толерантных отношений в обществе имеет образование и воспитание в семьях, школах, вузах. Воспитание в духе терпимости весьма значимо для поднятия самооценки личности, формирования гражданина, мирного соседствования разных народов, разных национальностей, людей разной веры и разных политических и других убеждений. По оценкам участников социологических опросов, учителей школ и преподавателей вузов, положение с обучением правам человека удовлетворительно лишь отчасти. Прежде всего потому, что не разработаны научные основы такого преподавания. Нет пока и особой заинтересованности со стороны компетентных структур во введении специальных курсов по граждановедению и правам человека, активному изучению международно-правовых документов [42, c.102-110].

Всеобщего уважения и соблюдения прав человека в России невозможно достичь без коренного перелома в распределении знаний о правах человека и кардинального обновления среднего и высшего образования в этой области. Поэтому Комиссия по правам человека при Президенте РФ выступает за создание государственно-общественного Федерального центра информации и содействия обучению правам человека, демократии и культуре мира – как общероссийского координационного центра по организации эффективного распределения информации о правах человека, разработке концепции и программе подготовки и переподготовки по правам человека для различных категорий госслужащих на всех уровнях формального и неформального обучения.

В связи с рассматриваемой проблемой возникает вопрос о месте и роли тех или иных государственных и общественных структур в обеспечении прав человека и в формировании толерантных отношений. Небезынтересно, что в первую очередь при опросах называются неправительственные правозащитные организации, во вторую – аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ, в третью – система школьного и высшего образования. Далее следуют учреждения культуры, СМИ. На ступень ниже – федеральные органы, религиозные организации. И на последнем месте – федеральные органы власти, законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ. Очевидно, что последние этими вопросами занимаются крайне мало [42,c.103].

Страницы: 1 2


Управленческий персонал социальных служб: назначение и специфика труда
В организационно-управленческой деятельности министерства и его структурных подразделений особая роль принадлежит аппарату. Кстати, среди министерств Республики Министерство труда и социальной защиты самое крупное, в его штате более 300 ч ...

Система социальной защиты во Франции.
Французская система социальной защиты населения представляет собой один из вариантов модели социального страхования Бисмарка, доминирующей на европейском континенте, которая предусматривает перераспределение текущих доходов бюджета социал ...

Производственные факторы
Вопросы охраны и укрепления здоровья работающего населения – одна из важнейших проблем медицины труда и здравоохранения. Анализ состояния здоровья работающих в России свидетельствует о его ухудшении в последние годы в связи с высоким уров ...

Поиск
Новое