Социо-экономические предпосылки возникновения и существования бродяжничества. Бродяжничество как следствие и причина нарушения субъективно-личностной и социальной идентичности
Страница 2

Социологическая информация » Бродяжничество, как проблема социальной работы » Социо-экономические предпосылки возникновения и существования бродяжничества. Бродяжничество как следствие и причина нарушения субъективно-личностной и социальной идентичности

Известно, что семья как особая социальная группа психологически характеризуется взаимосвязью между ее членами, а именно наличием взаимных идентификаций, которые порождают интересы и ценности семьи. Внутрисемейные идентификации носят характер взаимных эмпатий, т.е. способности каждого члена семьи принимать на себя роль других ее членов.

Поэтому одной из важнейших и сложнейших задач профилактики асоциальности несовершеннолетних является оздоровление условий семейного воспитания детей и подростков с отклоняющимся поведением.

Сравнительные исследования семей дезадаптированных подростков и благополучных школьников, проводимые различными исследователями, показывают, что «трудные дети» воспитываются в существенно более неблагоприятных семейных условиях, чем их благополучные сверстники. При этом среди неблагоприятных факторов семейного воспитания выделяют прежде всего такие, как неполная семья, аморальный образ жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическая несостоятельность семьи, эмоционально-конфликтные отношения в семье. Так, по результатам исследования роли семьи в правовой социализации несовершеннолетних, проведенного Л. И. Аувяэртом в Эстонии, лишь немногим более половины несовершеннолетних правонарушителей проживало с обоими родителями, в то время как среди правопослушных обследованных 4/5 проживало с боими родителями.

В случае, если семья не может обеспечить ребенку позитивную социальную среду, то он отдаляется от семьи, а в дальнейшем и от общества. По данным Бородина С. В., лица, ставшие бродягами, не имели внутрисемейной идентичности. Во всех семьях отсутствовали эмоциональная близость и контроль со стороны родителей: в результате чего дети, подрастая, испытывали бессознательную потребность избежания любого контроля.

Особое внимание привлекают неполные семьи: в них у ребенка не формируется мужская идентификация. Однако важно не само по себе отсутствие отца, а поведение матери. Если мать оставляет ребенка на попечение родственников, соседей, то такой присмотр носит формальный характер, и в результате ребенок не имеет определенной функции (социальной роли) ни в своей, ни в чужой семье.

Помещение ребенка в детский дом есть одна из форм отвержения его. Конечно, далеко не все брошенные дети становятся бродягами; но вследствие отсутствия семейной идентификации ребенку требуются дополнительные ресурсы для полноценного развития своей «Я-концепции».

Страсть к бродяжничеству развивается иногда в раннем детстве. Часто она начинается с того, что ребенок неоднократно после конца уроков не возвращается домой и до ночи где-нибудь бродит. В больших городах дети скрываются в кварталах, где их часто нельзя найти неделями, так как они прекрасно умеют прятаться, присоединяясь к шайкам других детей. Страсть к бродяжничеству опасна потому, что не позволяет ребенку, а затем и взрослому, нигде остановиться, ни на работе, ни в семье. Он должен бродяжничать, так как не может иначе. Нет места на земле, которое могло бы его удержать; нет той любви, которая могла бы его привязать; никакое наказание не помешает прорваться его страсти. [19]

Выше описан механизм, когда бродяжничество является следствием несформировавшейся внутрисемейной, а следовательно, и субъективно-личностной идентификации. Но в реальной жизни возможен и обратный путь: бродяжничество служит отправной точкой для постепенного выпадения человека из обычного ритма жизни, «обрастания» асоциальными наклонностями, разрушения уже сложившегося самоопределения личности.

Страницы: 1 2 3


Подражание как способ воздействия на массы
Подражание тоже относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе и в условиях массового поведения. З.Фрейд отмечает, что отдельное эмоциональное побуждение и личный интеллектуальный акт индивида слишком слабы, ...

Социальные движения
Социальные движения - особый класс социальных явлений, имеющих отношение к массовому стихийному поведению. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правил ...

Связь демографии с другими науками и учебными дисциплинами
Демография тесно взаимодействует с: 1. Социально-экономическими и историческими науками, изучающими экономику населения, социологию, социальную психологию, социальную и миграционную политику, географию населения, этнографию и др. 2. Мат ...

Поиск
Новое