Приложения
Страница 3

Приложение 3

Таблица 6 - Факторы и причины трудновоспитуемости

Социально-педагогические факторы

Психолого-педагогические причины

1. Семейное воспитание:

- отрицательный пример родителей, их аморальный образ жизни;

- самоустранение родителей от воспитания детей;

- психолого-педагогическая безграмотность и беспомощность отцов и матерей;

- нарушение структуры семьи;

- неудовлетворительный психологический климат в семье, наличие конфликтов;

- недостаток общения родителей с детьми;

- аффективность в обращении с ребенком;

- антипедагогические меры воздействия на ребенка;

- отрицательная гигиеническая обстановка в семье (в том числе и "психическая гигиена")

1. Определяющие смысловую направленность отношений:

- влияние негативного опыта социально-бытовых отношений, приобретенного в результате действий отрицательных факторов;

- отсутствие опыта коллективных отношений в общении с другими людьми;

- доминирование индивидуалистических настроений аффективного происхождения;

- дефицит положительных референтных влияний.

2. Школа:

- низкая культура обслуживающего персонала;

- неудовлетворительная учебно-материальная база школы;

- недостаточный уровень квалификации педагогов;

- нежелание учителя понимать своеобразие личностного развития ребенка;

- слабая психолого-педагогическая помощь школы семье;

- непостоянная, эпизодическая связь учителей с родителями;

- формальная работа родительских комитетов;

- отсутствие во многих педагогических коллективах социальных педагогов, психологов;

слабая связь школ с медико-психолого-педагогическими службами и центрами.

2. Определяющие характер взаимоотношений взрослых и детей:

- неудовлетворительный эмоциональный климат во взаимоотношениях взрослых и детей (недоверие, тревожность, пессимизм, скука, инертность, недоброжелательность);

- неумение ребенка использовать адекватные средства индивидуальной защиты;

- неприятие детей взрослыми;

- негибкость родителей в отношениях с детьми;

- непоследовательность родителей в обращении с детьми;

- общение взрослых и детей на основе ложных представлений о родительском авторитете (педантизма родителей; физическое, моральное подавление ребенка; подкуп ребенка и др.).

Приложение 4

Таблица 7 - Типизация трудных учащихся

Ведущие недостатки личности

Преобладающие причины соответствующего поведения

Способы преодоления причин соответствующего поведения

1. Грубость

а) аффективность, невыдержанность, возбудимость нервной системы;

б) самоуверенность, заносчивость

в) несправедливо обиженные, нашедшие поддержку со стороны плохих людей

- создание спокойной обстановки;

- помощь врача и психолога.

- необходим постоянный анализ поведения подростков;

- включение их в коллективную деятельность;

- воспитание у подростков умения подчиняться.

- чуткий подход к учащимся, убеждая их на конкретных примерах в том, что доля плохих людей ничтожно мала;

- обучение подростков умению понимать людей.

2. Лень

а) безвольность, неумение преодолевать трудности;

б) полное безразличие к учебе;

в) переоценка собственных способностей

- необходимо создать такие условия, где постепенно будет нарастать напряжение, требующее волевых усилий;

- развенчание ложных авторитетов.

- использование всевозможных педагогических средств, чтобы разбудить у подростка любознательность и желание учиться.

- оценка на конкретных примерах собственных достоинств.

3. Замкнутость, стремление находиться вне коллектива

а) самоуверенность, противопоставления себя коллективу;

б) кем-то несправедливо обиженные или третируемые;

в) какие-то недостатки (маленький или слишком высокий рост, особенности внешности физические, например, заикание, плохое зрение и др.)

- развенчание завышенной самооценки;

- выявление причин обиды и коррекция поведения;

- тактичные беседы с подростком, разговоры с ним "по душам";

- обращение к другим подросткам не обращать внимание на недостатки одноклассника.

4. Склонность к правонарушениям

а) инициаторы, организаторы, руководители неблаговидных поступков;

б) исполнители, легко поддающиеся дурному влиянию;

в) действующие в одиночку.

- использовать их энергию в различных поручениях.

- привлечь к положительной деятельности, способствующей исправлению.

- вовлечь в коллективную захватывающую деятельность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Можно ли согласиться с таким мнением: «В информационном обществе тоталитаризм невозможен, так как на первый план выходит не машина, а человек, человеческий фактор». Обоснуйте или опровергните этот т
То, что на первый план выходит не машина – это сомнительно. Не станет ли «Терминатор» реальностью? Согласно демократической концепции Д. Белла, С. Липсета, Э. Шилза, правовое государство и гражданское общество будут обеспечивать права че ...

Исторические типы семьи
В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений: · групповой брак − брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе); · по ...

Основные типы современной семьи
Типология семьи: 1. Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства: Ø традиционная семья (ее признаки: совместная жизнь по крайней мере трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые д ...

Поиск
Новое