«Органический рост»
В 1974 г. появился второй доклад Римскому клубу «Человечество у поворотного пункта», выполненный коллективом учёных под руководством М. Месаровича
(США) и Э. Пестеля
(ФРГ). Значительно превосходя первый доклад по числу вычислений, новый доклад, новый доклад в целом существенно не отличался от него по направленности и характеру выводов. Если в модели Форрестера-Медоуза мир рассматривался как нерасчленённое целое, то Месарович и Пестель делят мир на 10 регионов, исходя из социально-политических, экономических, географических и иных различий.
Основные выводы, к которым пришли авторы второго доклада, таковы: мир нужно рассматривать как систему отличающихся друг от друга, но в то же время взаимодействующих регионов. Кризисы в отдельных регионах могут наступить значительно раньше середины ХХ1 в. в связи со специфическими условиями в каждом из них. Авторы характеризуют особенности экологического, экономического, продовольственного, демографического и энергетического кризисов, которые, по их мнению, постепенно охватят всю планету. Кризисы будут вызваны не ростом как таковым, а его характером, несогласованностью процессов развития в разных регионах мира. До сих пор рост сводился к простому экспоненциальному увеличению основных показателей, без стремления к качественному изменению растущей системы. Такой рост не может продолжаться долго, ибо он быстро исчерпывает свою материальную основу, что грозит гибелью всей системы.
Существует, по их мнению, иной выход – перейти к «органическому росту», регионально дифференцированному и глобально интегрированному с учётом географических, социально-экономических, социокультурных особенностей разных регионов мира, а не на основе узко понимаемых национальных интересов. Таким образом может быть достигнуто равновесие между регионами мира, а человечество буде развиваться как органическое целое.
Трудовые ресурсы, их роль в развитии хозяйства
Население делится на трудоспособное и нетрудоспособное.
Нижняя (минимальная) граница трудоспособного возраста определяется с учетом физиологии человека и продолжительности обязательного обучения в общеобразовательной школе. В России 16 л ...
Социальная сущность и функции семьи
Семья − это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы, связанной брачными или родственными отношениями.
Семья − один из элементов микросреды, в которой формируется л ...
Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы. Применительно к семьям различных категорий клиентов: неполных, мн ...
