Социальные системы как субъекты и объекты социального менеджмента: познание управленческих систем и системность управления
Страница 1

Социологическая информация » Организационно-управленческая деятельность в системе социальной защиты - особенности национальной модели » Социальные системы как субъекты и объекты социального менеджмента: познание управленческих систем и системность управления

Окружающий человека реальный мир насыщен множеством разнообразных систем, среди которых выделяют естественные и искусственные, а также системы смешанного порядка («человек-машина»); большие и сверхбольшие системы; открытые и закрытые; самоуправляемые и несамоуправляемые и т.д. Все системы, создаваемые человеком (технические, экономические, политические, военные, управленческие, человекозащитные и т.п.), относятся к числу искусственных, часто представляющих собой подобия (копии) естественных, или создаваемых для выполнения функций, аналогичных функциям естественных систем.

Общество как социальная система содержит в себе множество взаимосвязанных между собой систем меньшего порядка: политическая система, экономическая система, социальная система и т.п. современная научная литература дает ряд определений понятия «система», однако в сущности своей они мало в чем отличаются. Истоки этого понятия – в античности, когда был сформулирован вывод о том, что целое больше суммы его частей. Под системой понимается совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые (интегративные, системные) качества, не свойственные отдельно взятым образующим систему компонентам. Связь между компонентами системы настолько тесна, существенна, что изменение одного из них вызывает изменение других, а нередко и системы в целом. Во взаимодействии со средой система всегда выступает как нечто единое, обладающее качественной определенностью. Система – это такое образование, в котором внутренние связи компонентов между собой преобладают над внешними воздействиями на них (В.Г. Афанасьев). Внешние по отношению к данной системе образования, с которыми она связана сетью коммуникаций, составляют ее среду. Внешняя среда – это необходимый фон, на котором и при опосредованном участии которого система функционирует. Качественные характеристики целостных систем свойственны и системам социальной сферы, выступающим основным предметным полем социального менеджмента.

С управленческой точки зрения исключительно важно, наряду с видением системы как единства, целостности, уметь разглядеть и оценить состояние составляющих ее компонентов, прежде всего систем-субъектов и систем-объектов), познать систему, ее внутреннюю природу, характерные черты и т.п. Познать целое, отмечает В.Г. Афанасьев, значить раскрыть:

– его сущность, качественную специфику, присущие ему системные, интегративные качества;

– его состав, количественную и качественную характеристику его частей, компонентов, их координацию и субординацию, главную из частей, то есть ту основу, на которой прежде всего и держится система;

– его структуру, то есть внутреннюю организацию, взаимосвязь компонентов, установив при этом, почему эти компоненты сочетаются, взаимодействуют именно так, а не иначе, почему, взаимодействуя, они образуют именно данное, а не другое целое;

– его функции, то есть активность, жизнедеятельность, равно как и функции частей, установив при этом, как эти последние «работают» на общие функции;

– его интегративные, системные факторы, механизмы, обеспечивающие целостность системы, ее совершенствование и развитие, взаимодействие;

– его коммуникации с внешней средой, в том числе связь с более обширным целым, частью которого оно само является;

– его историю, начало и источник возникновения, становления, тенденции и перспективы развития, превращения в качественно новую целостную систему.

Предложенная методология исследования социальных систем всецело применима к организациям, учреждениям, ко всей системе социальной работы. Обеспечить системную и эффективную работу с той или другой группой социально незащищенных людей можно только глубоко изучив ее особенности по разным параметрам. Всякая социальная общность, даже имеющая общую важную проблему, никогда не бывает однородной. Чтобы определить комплекс мер по оказанию социальной поддержки, необходимо сделать анализ, дать характеристику составляющих данную общность групп (компонентов) по разным параметрам: экономическим, социокультурным, духовным, образовательным и т.п. Дифференциация их интересов и потребностей позволит соответственно дифференцировать и индивидуализировать социальную помощь и поддержку.

Если речь идет об организациях, коллективах, осуществляющих социальную работу, то здесь необходимо прежде всего провести системно-компонентный анализ, ответить на вопрос, из чего, из каких компонентов они состоят, какими качествами эти компоненты обладают? Во-вторых, выяснить, как взаимосвязаны компоненты, какова структура организации, каковы в ней взаимоотношения работников? В-третьих, выяснить, как функционируют компоненты системы, какие функции реализует каждое структурное подразделение, каковы особенности их взаимоотношений по горизонтали и по вертикали. В-четвертых, необходимо выяснить, как реализуются интегративные особенности системы, как обеспечивается единство ее составляющих. В-пятых, во многом успех обеспечивает взаимодействие системы с внешней средой. Это важно знать, как и важно знать историю данного коллектива, организации.

Страницы: 1 2


Поиск
Новое