Специфика взаимодействия
субъектов (S) и объектов (О) управления социальной
сферойСтраница 3
Рис. 1.7 Структурно-логическая схема соотношения
S
и О в процессе управленческой деятельности
В самом общем плане процесс управления в социальной сфере рассматривают как процесс воздействия (взаимодействия) управляющей подсистемы – субъекта (S) на управляемую – объект (О) с тем, чтобы достичь желаемого результата, изменить состояние объекта к лучшему. Важно подчеркнуть, что роль объекта не пассивна. В социальных системах взаимосвязь между субъектами и объектами управленческого процесса принципиально отличается от взаимосвязей в других системах. Это обусловлено их спецификой: и субъекты и объекты социальной работы – суть люди, социальные общности, которым присущи свои закономерности, в том числе активность, самодеятельность. Из этого вытекают следующие выводы: установки, исходящие от вышестоящих структур, могут выполняться с корректировкой на инициативу (или ее отсутствие) нижестоящих структур: изучать деятельность как субъекта, так и объекта необходимо в их взаимодействии; успех совершенствования системы социальной защиты зависит от одновременного улучшения деятельности и качеств как субъекта, так и объекта. Скажем, реализация социально-правовой функции социальной службой будет более успешной, если правовые нормы будут хорошо усвоены как S (социальными работниками), так и О (клиентами).
Опыт управления в системе социальной защиты убеждает, что и субъекты и объекты здесь весьма своеобразны, их взаимодействия специфичны. О каких-либо «командах», «прямых установках» на контактном уровне вряд ли может идти речь. Скорее, можно говорить о согласованном взаимовлиянии, основанном не на властных полномочиях, а на признании профессионализма, человеческих качеств социального работника, его заинтересованности в решении проблем клиента.
В социальном менеджменте в наибольшей мере проявляется человеческая сущность управления, когда и субъект и объект со знанием дела определяют цели и пути их достижения, используют эффективно имеющиеся средства и методы, желания и стимулы, действуют синхронно, взаимозаинтересованно. Эти особенности субъекта и объекта социальной работы достаточно полное отражение нашли в содержании базовых характеристик социального работника, в этических принципах социальной работы.
Знание специфики субъектов и объектов социального менеджмента имеет важное практическое значение. При условии глубокого изучения их качеств и взаимосвязей, а также их внешних связей, можно выявить зависимости между субъективными и объективными условиями, ответить на вопрос: от кого в большей мере зависит в данном конкретном случае успех: от субъектов или объективных условий.
В управленческом взаимодействии субъекта и объекта социальной защиты важно выделить узловые действия-задачи, от которых фактически будет зависеть успех всех других практических шагов. Их по меньшей мере три. Во-первых, важно определить, к какой конкретной ролевой цели и деятельности необходимо вернуть, приблизить данного клиента (в семье, коллективе, на производстве и др.). Во-вторых, системой каких технологий можно корректировать в нужном направлении его поведение, чему обучить, от каких привычек, «болезней» помочь избавиться. В-третьих, необходимо позаботиться о том, чтобы человек, избавившийся от своих недостатков, приобревший новые качества, мог на деле выполнять предназначенную ему социальную роль (возможно, здесь придется прибегнуть к помощи правовых и этических норм).
Социальные предпосылки и последствия использования информационных
технологий в социальной сфере
Разнохарактерность и острота социальных проблем, которые приходится решать органам социальной защиты населения муниципальных образований, придают особую актуальность вопросам технологизации социальной работы в органах соцзащиты технологии ...
Процесс анализа и описания результатов
В результате включенного наблюдения, интервьюирования, неформализованных бесед с информаторами социолог получает изрядное количество данных, которые следует каким-то образом организовать, описать и проанализировать. Было бы ошибкой полага ...
История профсоюзного движения в России
Профсоюзы России возникли позже, чем профсоюзы стран Западной Европы и Америки.
Образование профсоюзов открыло новый этап в развитии рабочего движения в России. Следует подчеркнуть, что по сравнению с Западом российские профсоюзы с самог ...