Специфика взаимодействия субъектов (S) и объектов (О) управления социальной сферой
Страница 3

Рис. 1.7 Структурно-логическая схема соотношения

S

и О в процессе управленческой деятельности

В самом общем плане процесс управления в социальной сфере рассматривают как процесс воздействия (взаимодействия) управляющей подсистемы – субъекта (S) на управляемую – объект (О) с тем, чтобы достичь желаемого результата, изменить состояние объекта к лучшему. Важно подчеркнуть, что роль объекта не пассивна. В социальных системах взаимосвязь между субъектами и объектами управленческого процесса принципиально отличается от взаимосвязей в других системах. Это обусловлено их спецификой: и субъекты и объекты социальной работы – суть люди, социальные общности, которым присущи свои закономерности, в том числе активность, самодеятельность. Из этого вытекают следующие выводы: установки, исходящие от вышестоящих структур, могут выполняться с корректировкой на инициативу (или ее отсутствие) нижестоящих структур: изучать деятельность как субъекта, так и объекта необходимо в их взаимодействии; успех совершенствования системы социальной защиты зависит от одновременного улучшения деятельности и качеств как субъекта, так и объекта. Скажем, реализация социально-правовой функции социальной службой будет более успешной, если правовые нормы будут хорошо усвоены как S (социальными работниками), так и О (клиентами).

Опыт управления в системе социальной защиты убеждает, что и субъекты и объекты здесь весьма своеобразны, их взаимодействия специфичны. О каких-либо «командах», «прямых установках» на контактном уровне вряд ли может идти речь. Скорее, можно говорить о согласованном взаимовлиянии, основанном не на властных полномочиях, а на признании профессионализма, человеческих качеств социального работника, его заинтересованности в решении проблем клиента.

В социальном менеджменте в наибольшей мере проявляется человеческая сущность управления, когда и субъект и объект со знанием дела определяют цели и пути их достижения, используют эффективно имеющиеся средства и методы, желания и стимулы, действуют синхронно, взаимозаинтересованно. Эти особенности субъекта и объекта социальной работы достаточно полное отражение нашли в содержании базовых характеристик социального работника, в этических принципах социальной работы.

Знание специфики субъектов и объектов социального менеджмента имеет важное практическое значение. При условии глубокого изучения их качеств и взаимосвязей, а также их внешних связей, можно выявить зависимости между субъективными и объективными условиями, ответить на вопрос: от кого в большей мере зависит в данном конкретном случае успех: от субъектов или объективных условий.

В управленческом взаимодействии субъекта и объекта социальной защиты важно выделить узловые действия-задачи, от которых фактически будет зависеть успех всех других практических шагов. Их по меньшей мере три. Во-первых, важно определить, к какой конкретной ролевой цели и деятельности необходимо вернуть, приблизить данного клиента (в семье, коллективе, на производстве и др.). Во-вторых, системой каких технологий можно корректировать в нужном направлении его поведение, чему обучить, от каких привычек, «болезней» помочь избавиться. В-третьих, необходимо позаботиться о том, чтобы человек, избавившийся от своих недостатков, приобревший новые качества, мог на деле выполнять предназначенную ему социальную роль (возможно, здесь придется прибегнуть к помощи правовых и этических норм).

Страницы: 1 2 3 4 5


Рекомендации по улучшению методов молодежной политики. Анализ проекта Федеральтного закона «О государственной молодёжной политике в РФ»
[1] Правовой нигилизм, о котором много говорилось в последние годы, всегда сопровождается правовым идеализмом. Некой надеждой на то, что умные ученые и патриотично настроенные законодатели сформулируют, «придумают» такой закон, который ре ...

Интерпретация и анализ тестирования социального типа личности учителей
О бъектами данного исследования стали учителя школы № 91 городского округа Самара, представленные выборкой в 44 человека. Уровень образования тестируемых учителей представлен на Диаграмме Рисунка 1. Для анализа статистических данных, пол ...

Понятие социогенеза
Социогенез [лат. societās — общество + греч. genesis — происхождение] — происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических фор ...

Поиск
Новое