Специфика взаимодействия субъектов (S) и объектов (О) управления социальной сферой
Страница 1

Социальная функция управления – организация отношений в обществе, поддержание его целостности, устойчивого развития в соответствии с целями данного общества, интересами и потребностями составляющих его индивидов, групп, других социальных образований.

Управление определяют «как упорядочение системы, т.е. приведение ее в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде» (И.Б. Новик), как «систематически осуществляемое сознательное, целенаправленное воздействие людей на общественную систему в целом или на ее отдельные звенья (производство, социальную и духовную жизнь, отрасли экономики, предприятия и т.д.) на основе познавания и использования… объективных закономерностей и прогрессивных тенденций…» с целью сохранить качественную специфику системы, обеспечить ее эффективное функционирование и развитие «обезопасить от внешних и внутренних разрушительных воздействий» (В.Г. Афанасьев).

Социальное управление, как и всякое другое социальное действие, включает в себя действующие лица (организации, группы лиц, индивиды и т.д.), а также систему (цепочку) целенаправленных научно обоснованных, последовательно осуществляемых взаимодействий, определенным образом изменяющих поведение участников данного процесса.

Иными словами – социальный менеджмент как особый вид социального действия представляет собой целостную систему и включает в себя ряд подсистем или компонентов, постоянно взаимодействующих между собой и развивающихся в соответствии с законами данной системы. В качестве системных компонентов выступают прежде всего субъект (S) и объект (О), соединенные между собой прямыми и обратными связями (см. рис. 1.6).

Рис. 1.6 Субъект и объект, прямые и обратные связи

Под субъектом (S) в социальном управлении понимается управляющая подсистема – тот, кто подает управленческие сигналы. Объект (О) – это управляемая подсистема, тот, на кого направлены эти сигналы, кто обязан подчиняться им. Установки субъекта управления, адресованные объекту управления, и есть прямые связи (п.с.). Обратные связи (о.с.) – это ответная реакция объекта управления на управленческие воздействия субъекта управления.

Кто же выступает в качестве субъектов и объектов управления в системе социальной защиты? В качестве специализированных структур, организующих оказание социальной помощи населению, то есть субъектов (S) социального менеджмента системы социальной защиты выступают прежде всего службы и организации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь различных уровней. Вопросы социальной защиты населения (в широком смысле этого понятия) решают также органы образования, культуры и искусства, здравоохранения, туризма, отдыха, физкультуры и спорта, жилищного и коммунального хозяйств и др. Социальное обслуживание населения осуществляют также общественные организации, благотворительные и другие негосударственные структуры, роль и количество которых заметно выросло.

К субъектам социальной работы (социального менеджмента) на контактном уровне относятся социальные работники, оказывающие помощь определенным группам нуждающихся, или специализирующиеся по определенным направлениям социальной работы. К субъектам можно отнести также членов семьи или группы людей, оказывающих помощь нуждающимся своим непосредственным общением, моральной поддержкой и т.п. Активными участниками социального менеджмента следует считать тех, кто занят исследованием социальных процессов, кто готовит кадры специалистов для социальной работы и др.

Страницы: 1 2 3 4 5


Теория социального конфликта
Основные социологические теории социального конфликта. Наибольшую известность получили концепции позитивно-функционального конфликта Л. Козера (США), конфликтной модели общества Р. Дарендорфа (Германия) и общей теории конфликта К. Боулдин ...

Диагностика социальных проблем
Решение социальных проблем программным способом предполагает наличие развитой методологической и методической базы системного исследования общества и отдельных его структурных образований. Теоретическое конструирование проблем (концептуал ...

Типы социальной стратификации
Социальная стратификация – иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы и т.д.), существующие в любом обществе. В социологии выделяют четыре главных типа стратификации: рабство, касты, сословия и ...

Поиск
Новое