Социальные агрегаты: понятия и видыСтраница 1
Социальные агрегаты или группы - совокупность людей, объединенных любым признаком: общим пространственным и временным бытием, общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими и другими характеристиками.
Социальные группы – это коллективы индивидов, вступающих в определенные взаимодействия и формирующих социальные отношения.
Группы бывают:
Статистические (номинальные, соц. категории). Они конструируются для целей статистического анализа.
- Реальные
- Массовые (агрегаты)
- Групповые
- Малая социальная группа
- Большая социальная группа
Например, горожане могут быть статистической и реальной группой. Статистической когда по прописке, реальной, когда по-настоящему использует городские условия жизни. Массовые группы - это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационные и не фиксированы.
К большим социальным группам можно отнести:
- Этнические общности - расы, нации, народности, племена;
- Социально-территориальные общности - это совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни;
- Социально-демографические общности - общества, выделяемые по половозрастным признакам;
- Социальные классы и социальные слои - это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда.
Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ.
Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни.
Малые группы, (в отличие от больших, таких как нации, народности, классы), отличают три признака:
1) социальность группы, т.е. ее принадлежность к определенной социальной системе;
2) численность группы (от 2-3 до 30-40 человек);
3) единство целостных ориентаций и целей;
4) наличие совместной деятельности;
5) наличие структуры;
6) наличие общих норм и мнений.
Существует большое количество определений для понятия группы Например, Мертон (1968) определяет группу как “ .совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.” Наиболее универсальным определением малой группы, на мой взгляд, является следующее: ”Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов”.
К основным характеристикам группы относятся: ее состав, структура, групповые процессы, нормы, ценности, система санкций. Но самой большой проблемой исследования групп является их классификация. Исследователи предлагали огромное количество решения этой проблемы, но так и не пришли к единому мнению. Тем не менее, чертой, объединяющей все предложенные классификации, является форма жизнедеятельности группы.
Выделяют несколько видов групп:
УСЛОВНЫЕ ГРУППЫ
Которая отделена от других сущностной или формальной особенностью
РЕАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Реальная группа создается для достижения совместных целей, объединения усилий, н6еобходимых для совместной деятельности
ЛАБОРАТОРНО-ПРИРОДНЫЕ (НАТУРАЛЬНЫЕ)
Внешние сношения нации.
Т.к. одним из основных принципов организации социальной системы (нации) является свобода, сохранение внешней свободы нации, обеспечение ее выживания и реализация вытекающих отсюда интересов – цели внешней активности системы. Как было видн ...
Приложения
Приложение 1
АНКЕТА
Уважаемые соседи!
Студенты социологического факультета ЛГТУ проводят независимое исследование по изучению безработицы среди жен военнослужащих. Просим Вас принять участие в этом исследовании и заполнить анкету.
Мы ...
Христианский этический идеал, мирское благочестие и
житейская нравственность
Христианское нравоучение было ориентировано в целом на монастырский идеал нравственности. Характерно, что при всей практичности и конкретности нравоучения оно выступало по отношению к мирскому благочестию не в качестве нормы, а в качестве ...