Социальные агрегаты: понятия и виды
Страница 1

Социологическая информация » Социальные агрегаты » Социальные агрегаты: понятия и виды

Социальные агрегаты или группы - совокупность людей, объединенных любым признаком: общим пространственным и временным бытием, общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими и другими характеристиками.

Социальные группы – это коллективы индивидов, вступающих в определенные взаимодействия и формирующих социальные отношения.

Группы бывают:

Статистические (номинальные, соц. категории). Они конструируются для целей статистического анализа.

- Реальные

- Массовые (агрегаты)

- Групповые

- Малая социальная группа

- Большая социальная группа

Например, горожане могут быть статистической и реальной группой. Статистической когда по прописке, реальной, когда по-настоящему использует городские условия жизни. Массовые группы - это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационные и не фиксированы.

К большим социальным группам можно отнести:

- Этнические общности - расы, нации, народности, племена;

- Социально-территориальные общности - это совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни;

- Социально-демографические общности - общества, выделяемые по половозрастным признакам;

- Социальные классы и социальные слои - это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда.

Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ.

Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни.

Малые группы, (в отличие от больших, таких как нации, народности, классы), отличают три признака:

1) социальность группы, т.е. ее принадлежность к определенной социальной системе;

2) численность группы (от 2-3 до 30-40 человек);

3) единство целостных ориентаций и целей;

4) наличие совместной деятельности;

5) наличие структуры;

6) наличие общих норм и мнений.

Существует большое количество определений для понятия группы Например, Мертон (1968) определяет группу как “ .совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.” Наиболее универсальным определением малой группы, на мой взгляд, является следующее: ”Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов”.

К основным характеристикам группы относятся: ее состав, структура, групповые процессы, нормы, ценности, система санкций. Но самой большой проблемой исследования групп является их классификация. Исследователи предлагали огромное количество решения этой проблемы, но так и не пришли к единому мнению. Тем не менее, чертой, объединяющей все предложенные классификации, является форма жизнедеятельности группы.

Выделяют несколько видов групп:

УСЛОВНЫЕ ГРУППЫ

Которая отделена от других сущностной или формальной особенностью

РЕАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Реальная группа создается для достижения совместных целей, объединения усилий, н6еобходимых для совместной деятельности

ЛАБОРАТОРНО-ПРИРОДНЫЕ (НАТУРАЛЬНЫЕ)

Страницы: 1 2


Дети-сироты как объект социальной работы. Проблемы социального сиротства
Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонта ...

Интерпретация и анализ тестирования и анкетирования особенностей социальной политики в специализированных коррекционных школах-интернатах
Объектами данного исследования стали сотрудники специализированной коррекционной школы, представленные выборкой в 40 человек, в возрасте 19-56 лет, работающие в Самарской специализированной коррекционной школе-интернате № 4 для глухих дет ...

Коррекционно-воспитательная работа КДН
Индивидуальная коррекционно-воспитательная программа. Клиент: подросток; возраст 15 лет; пол женский. Основание: заявка от школы по факту пропусков школьных занятий, систематического употребления алкоголя и табакокурения подростком. 1 эта ...

Поиск
Новое