Социальные агрегаты: понятия и виды
Страница 2

Социологическая информация » Социальные агрегаты » Социальные агрегаты: понятия и виды

Имеются в виду группы, которые специально создаются для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях

ФОРМАЛЬНО-НЕФОРМАЛЬНЫЕ

Или организованные и спонтанные группы. В данном случае разделение идет по способу создания групп. Возникновение первых из них всегда обусловлено общественной необходимостью достижения конкретных социальных целей, что задает группе собственную структуру и определяет координацию действий, способ руководства.

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ ГРУППЫ

Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях, а также на высокой эмоциональной вовлеченности членов в дела группы.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей.

Вторичные группы:

ЗАКРЫТЫЕ-ОТКРЫТЫЕ ГРУППЫ

Классификационным принципом является мера открытости, доступности группы для широкой социальной среды. Специфика деятельности, условия жизни подтверждают, что что есть существенная разница в мере открытости-закрытости таких групп, как, например, гражданский ВУЗ - военный ВУЗ, группа исследователей на полюсе или на материке .

ГРУППЫ ЧЛЕНСТВА - РЕФЕРЕНТНЫЕ

Это группы, чьи нормы, установки, ориентации не только принимаются индивидом во внимание, но и становятся мотивом поведения.(чуть позже мы еще вернемся к рассмотрению референтных групп)

ДИФФУЗНЫЕ ГРУППЫ

Это группы, где межличностные отношения еще не опосредованы содержанием совместной деятельности и принадлежность к ней не осознается (например люди, застрявшие в лифте, очередь)

ГРУППА-АССОЦИАЦИЯ

Члены группы осознают свою принадлежность к данной общности, межличностные отношения опосредуются личностно значимым для каждого человека содержанием совместной деятельности (например, школьный класс, спортивная команда)

ГРУППА -КОРПОРАЦИЯ

В данной группе к межличностным отношениям добавляется осознание асоциального (или даже антисоциального) содержания совместной деятельности (лучший пример - шайка преступников)

КОЛЛЕКТИВ

Это группа, где межличностные отношения опосредуются личностно значимыми и общественно ценным содержанием групп новой деятельности.

Учитывая то, что каждая группа характеризуется не одним, а несколькими признаками, малые группы делят еще следующим образом:

По типу основной деятельности и основной функции (производственно-трудовые, социально-политические, учебно-воспитательные, исполнительно-принудительные, семейные, военные, спортивные, игровые, аматорские (объединения в сфере досуга)).

По социальной направленности (социально-полезные, социально-небезопасные)

По мере организации (неорганизованые, случайные группы, целевые (внешне организованные, внутренне организованные)

По типу доминирующей структуры (формальные, неформальные)

По уровню непосредственного воздействия на личность (первично-вторичные, основные-неосновные, референтные)

По мере открытости связи с другими группами (открытые, закрытые)

По уровню силы и стойкости внутренних связей (объединенные, малообъединенные, разъединенные)

По продолжительности существования (кратковременные, долговременные)

Индивид может быть гражданином какого-либо государства, жителем определённой территории, принадлежать к той или иной национальности, представлять профессию и т.д. И этот социальный набор будет определять его жизнедеятельность. Принадлежность к одной группе может определять поведение индивида и отношение в другой.

Страницы: 1 2 


Теория на практике
При дальнейшем развитии его теории последователями завоевала большую популярность демографическая политика как целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводс ...

Формационный подход
Категория общественно-экономическая формация - это категория философии, истории, а специфика философских категорий состоит в том, что, будучи абстракциями самого высокого уровня, они отражают наиболее общие, сущностные черты объективной д ...

Тесты
Что из нижеследующего более всего соответствует предмету социологии: а) измерение коэффициента интеллекта; б) подготовка личностного опросника с целью выяснить, с какими проблемами столкнулся студент в вузе; в) рассмотрение образцов вз ...

Поиск
Новое