Влияние СМИ и рекламы на модное поведение студенчества
Страница 2

Однако на этом дискуссия о роли СМИ не закончилась. Отметим в этой связи исследования Д.П. Робинсона, Т. Гитлина, Ноле-Ньюмана, М. Маккомбса и Д. Шоу и У. Шрама, высказавшие критические замечания в адрес концепции «минимального воздействия». Наиболее радикальную позицию в этом вопросе занял Ж. Бодрийяр, заявивший, что «теории медиа не существует», а сама «”революция медиа” остается эмпирической и мистической».

Правомерно поставить вопрос: в чем специфика влияния СМИ по сравнению с другими средствами массовой коммуникации (например, средствами массового воздействия или техническими средствами коммуникации)?

Во-первых, в средствах массового воздействия отсутствует регулярность обращения к аудитории; во-вторых, технические средства коммуникации (например, телефон) не имеют массового охвата аудитории, и передаваемая информация может носить сугубо личный характер, не связанный с социально значимыми реалиями.

Растущему влиянию СМИ на мировоззренческие ориентации и стандарты поведения индивидов в обществе способствуют такие его характеристики, как:

- вездесущность СМИ – способность находиться всюду, «заменять» собою иные виды информации об окружении;

- кумуляция сообщений – частое повторение одних и тех же сообщений приводит к тому, что с течением времени воздействие сообщения усиливается;

- отсутствие обратной связи со стороны аудитории (Ж. Бодрийяр);

- реклама в СМИ зачастую не осознается потребителями, кроме информационной составляющей. Об этом же пишет Н. Луман, подчеркивая, что сегодня «…мотивы воспринимающего рекламу становятся неузнаваемыми. В этом случае он понимает, что речь идет о рекламе, но не осознает, как она на него влияет. Ему внушается мысль о свободе решения».

Через СМИ происходит процесс «культурной гомогенизации», в ходе которого сходные вкусы и формы культурного потребления распространяются как в привилегированных, так и мало обеспеченных слоях населения. Масс-медиа служат как носителями культуры, так и средствами манипуляции. Способность быстрого и тотального охвата самых широких аудиторий превращает СМИ в важнейший фактор, трансформирующий всю систему духовного производства.

Заметим, что не просто развитие средств массовых информаций, в первую очередь телевидения, а их включение в социодинамику культуры произвело такой переворот. Телевидение стало во многом главным культурным пространством.

Обратимся к анализу результатов исследования мнения самих студентов о роли СМИ в жизни современной студенческой молодежи, проведенного в феврале 2004 г. В общей сложности в опросе приняло участие 150 человек в возрасте от 18 до 20 лет. Данные, полученные методом анкетного опроса на психологических факультетах двух вузов Москвы: МГУ, МПГУ, позволяют заявить следующее.

В целом, СМИ вполне доверяют 58 % респондентов, т.е. большинство. Достаточно высокая степень доверия была выражена телевидению (53,3 %) и радио (49,3 %). Большая часть респондентов не смогла однозначно ответить на вопрос о доброкачественности информации, содержащейся в интернете (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Степень доверия студентов к СМИ (в %)

(2004 г.)

Источник информации

Вполне доверяю

Не доверяю

Затрудняюсь ответить

Телевидение

53,3

16,7

30

Радио

49,3

22

28,7

Интернет

39,3

18

42,7

Печатные издания

30

31,3

38,7

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения
Семья – это главная ценность. Кровная семья – это ценность в первую очередь. И проблемной, кризисной семье нужно помогать на ранней стадии, пока она еще не деградировала. Современная семья в силу социально-экономических потрясений в стра ...

Социальные последствия содержания детей в сиротских учреждениях
Продолжающееся содержание тысяч детей в учреждениях России из года в год отражает неизменность той точки зрения, что эта форма является хорошим способом воспитания детей и обеспечивает их полноценное развитие. Однако последствия такого во ...

Понятие и предмет права социального обеспечения. Поятие социального обеспечения
Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию одновременно на нескольких порой мало совместимых критериях, в частности на экономическом и субъектном. Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общест ...

Поиск
Новое