Диагностика социальных проблем
Страница 7

На наш взгляд, важное значение для диагностики имеет метод когнитивной структуризации. Его основным инструментом являются когнитивные карты, которые предназначены для анализа проблемных ситуаций и определения управленческих воздействий, направленных на решение конкретной проблемы. Когнитивная карта отражает взаимное влияние факторов, обусловливающих возникновение проблемы. Как правило, она имеет вид ориентированного графа, вершины которого обозначают факторы, а дуги - тип связи между ними. Связи могут быть как отрицательными, так и положительными. Поэтому положительные дуги характеризуют однонаправленное, а отрицательные - разнонаправленное изменение факторов. Взаимосвязанные дуги образуют контуры (замкнутые ориентированные пути, вершины которых различны). Анализ контуров позволяет выявлять группы факторов, взаимно компенсирующих друг друга, что дает основание сделать предположение о наличии механизмов саморегуляции в исследуемой системе. Существование же контуров, в которых взаимное влияние факторов усиливается, вызывает необходимость контроля, управленческого регулирования текущих или предстоящих изменений. По справедливому замечанию Ю.М. Плотинского, когнитивные карты как удобная схема визуализации представлений позволяют исследователю преодолеть противопоставление между субъектом и объектом, учесть влияние проводимого исследования на исследуемый социальный объект и контролировать обратное воздействие социального процесса на включенного в него социолога.

Таким образом, диагностика социальных проблем базируется на теоретических представлениях о социальной проблематизации, принципах, методах и конкретных процедурах анализа социальных проблем, т.е. осуществляется по определенной методике.

Технология диагностики социальных проблем описывается с помощью ряда взаимосогласованных процедур и операций. С точки зрения последовательности действий процесс диагностики можно условно разбить на семь взаимосвязанных, но вместе с тем относительно самостоятельных этапов.

Первый этап. Анализ конкретной ситуации, выявление симптомов проблемы, обоснование качественных и количественных характеристик в виде изменений темпов и пропорций, нарушающих нормальное воспроизводство и развитие социальных процессов. Определение нормы по каждой характеристике и их совокупности, а также субъективных ощущений наличия проблемы, восприятия ее людьми. При этом следует иметь в виду, что связь между теоретическим конструктом проблемы и ее симптоматическими характеристиками, эмпирически наблюдаемыми и измеряемыми, имеет нелинейный, стохастический характер.

Второй этап. Описание симптомов конкретной проблемы и оценка степени отклонения симптоматических характеристик от нормы. Результатом процедуры должно стать подтверждение или отрицание наличия проблемы.

Третий этап. Характеристика стадии развития проблемы. Оценка степени ее тяжести и опасности для общества. При этом необходимо определить, когда и где она возникла, каковы ее интенсивность и связи с другими проблемами. Важна прогнозная оценка проблемы с точки зрения ее влияния на развитие общества в будущем.

Четвертый этап. Определение круга факторов, обусловливающих проблему. Эта процедура требует выполнения таких операций, как формирование перечня факторов, оценка влияния каждого из них на возникновение и дальнейшее развитие проблемы, прогнозирование ее изменения в будущем в зависимости от изменения круга факторов в их соотношении.

Пятый этап. Выявление причин и условий наличия проблемы. Для этого необходимо установить причинные связи, обусловившие возникновение, существование и обострение проблемы, а также охарактеризовать условия, на фоне которых она возникает и усугубляется.

Шестой этап. Оценка последствий не решения проблемы из-за отсутствия целенаправленного воздействия на нее. Эта процедура предполагает следующие операции: выявление экономических, политических, нравственно-этических, морально-правовых и физиологических последствий наличия проблемы, оценку масштабов воздействия проблемы на указанные стороны жизни общества, определение общей величины ущерба от наличия данной проблемы на основе анализа взаимосвязей экономически, политических и других последствий.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Проблема малообеспеченности в России – как основная социальная проблема. Малообеспеченность: сущность, понятие
Уже несколько лет рассуждения о бедности в России являются неотъемлемой частью общественного обихода. О существовании бедности говорит Президент, речь о бедности ведут члены правительства, политики, эксперты, общественные и религиозные де ...

Возможности использования контент-анализа
Наиболее часто он используется для описания событий и процессов, происходящих в обществе, изучения социальных изменений. Так, используя контент-анализ средств массовой коммуникации или каких-либо частных документов, можно изучать изменени ...

Технологии социальной работы как учебной дисциплины.
Когда социальная работа выступает в форме цикла учебных дисциплин, ее технологии являют собой не только знания, но и умения информационного и обучающего характера. В учебном процессе по подготовке работников в сфере социальной работы обра ...

Поиск
Новое