Диагностика социальных проблем
Страница 6

Диагностируя социальные проблемы, необходимо иметь в виду относительный характер их решения, цикличность, системность проблем. Это требует комплексного подхода к программированию, а также соблюдения таких принципов, как экономичность использования и целесообразность концентрации ресурсов, выделяемых на реализацию разработанных программных мер.

В ходе диагностики важно исследовать "жизненные циклы" проблем и исходя из этого определять стадии их развития (возникновение, обострение, разрешение). Задача специалистов - выявить, насколько глубока проблема и в зависимости от этого оценить ее значимость для общества, а также обосновать направления ее решения. Следует подчеркнуть, что последствия решения проблемы неодинаковы для различных стадий ее развития. Если в процессе целенаправленного воздействия она разрешается в начале своего становления, то тем самым мы ограничиваем реализацию потенциала ее стимулирующего, здорового влияния на общество. Если же проблему решать на этапе саморазрешения, то по существу приходится иметь дело с ее последствиями. В этом случае трудно управлять ситуацией и прогнозировать желаемые результаты, поскольку нити целенаправленного воздействия на нее будут утрачены. Позитивные аспекты первоначального существования проблемы перекроются ее негативными результатами. Следовательно, для решения проблемы важно обосновать этап, на котором оно будет наиболее эффективным.

В процессе диагностики надо учитывать диалектическую связь между социальными проблемами. Это означает, что решение данной проблемы имеет следствием возникновение одной или нескольких других проблем, т.е. оно относительно. Например, ликвидация безработицы в СССР в начале 1930-х гг. имела следствием возникновение неэффективной занятости, рост удельного веса ручного труда в отраслях материального производства, нарушение производственной, технологической дисциплины и т.д. Более того, практика показывает, что социальные проблемы нельзя решить раз и навсегда. В частности, те из них, которые возникают в результате действия закона возвышающихся потребностей, постоянно возобновляются, и в этом смысле они вечны. По мере социального развития через разрешение противоречий посредством социального управления или стихийно они снимаются, но при этом воспроизводятся на качественно ином уровне.

Диагностика предполагает оценку степени остроты данной социальной проблемы. На основе анализа устанавливается взаимосвязь разных проблем и выясняется среди них ключевая, устранение которой приводит к решению многих других. Выявление в процессе диагностики основополагающей, ключевой проблемы соответственно требует и концентрации ресурсов на ее решение. В то же время, нужно соблюдать разумные пропорции в распределении ресурсов, выделяемых на социальное развитие, с тем, чтобы избежать обострения других проблем в перспективе.

Поднимая вопрос о приоритетности и в то же время комплексности решения той или иной проблемы, необходимо соотносить затраты и результаты, в том числе потери, которые общество может нести, если проблема не будет решаться своевременно. Наиболее ярким примером, когда общество несет большие потери, является подростковая преступность. Ныне государство тратит огромные средства на содержание различного рода исправительных учреждений для подростков (тюрьмы, колонии, спецшколы и пр.) и несоразмерно мало на профилактику правонарушений, создание различных подростковых клубов, досуговых центров и т.п.

В качестве методов диагностики можно использовать известные и положительно зарекомендовавшие себя методы, такие, как наблюдение (визуальное, статистическое, социологическое); построение "дерева проблем"; ранжирование проблем; социальный анализ проблемной ситуации на основе изучения данных социальной статистики, экономических параметров, проведения контент-анализа неофициальных материалов, массового анкетного опроса, а также опроса экспертов. Кроме того, здесь можно широко применять методы математического анализа и статистики (функциональный, корреляционный, дисперсионный, регрессионный). Диагностируя проблему, важно пользоваться методами социальных образцов, аналогий, сравнений, исторических параллелей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Поиск
Новое